Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Картинная галерея после национализации. Страница 2

1-2

Творчество Айвазовского подлинно народно, оно отвечает основным требованиям, предъявляемым народом к искусству, оно понятно и близко народу. Это было достигнуто Айвазовским не в результате какого-то расчета, технических эффектов или стремления писать только то, что может «понравиться». Наоборот, это был результат глубокой искренности и творческой честности художника, сокровенные мысли которого близки народу.

В основе искусства Айвазовского заложена подлинная взволнованность, восхищение величием и красотой природы. Эта взволнованность передается зрителю и вызывает в нем те же чувства, какими был охвачен художник в процессе творчества.

Искусство Айвазовского народно потому, что большое место в нем занимает изображение борьбы русского народа за независимость своей родины; картины художника являются живописной летописью величавых подвигав русского флота. Народность Айвазовского состоит также в оптимизме его искусства, пробуждающем энергию, укрепляющем волю к жизни и к творческому труду.

Айвазовский счастливо сочетал в своем творчестве драгоценные качества: патриотизм, доходчивость, эмоциональность, волевое начало и прелесть поэзии. Воплощенные в образах, отражающих природу нашей родины и героику русского флота, эти черты творчества Айвазовского в соединении с высоким профессиональным мастерством сообщают его живописному наследию покоряющую силу.

Все эти положительные свойства искусства Айвазовского в значительной степени облегчали проведение широкой популяризационной работы.

Перспективный план работ галереи предполагал создание в Феодосии научно-исследовательского центра по изучению творчества выдающегося русского художника-мариниста. Кроме того, было решено собирать картины всех русских художников, творчески связанных с искусством Айвазовского, и, в первую очередь, картины его феодосийских учеников — Л.Ф. Лагорио, А.И. Фесслера, Э.Я. Магдесьяна, М.П. Латри, М.А. Волошина, К Ф. Богаевского.

Первоначально такой принцип накопления коллекций и построения экспозиции вызывал возражения. Указывалось на односторонность этого плана, ограничение материалов творчеством тесного круга художников, близких Айвазовскому, и, как следствие этого, невозможность показать в галерее весь процесс формирования и развития русской живописи, узость тематики при экскурсионном показе галереи и т. п. Вместе с тем, было совершенно очевидно, что если удастся собрать в Феодосии хорошую коллекцию картин И.К. Айвазовского, отражающую весь большой и очень интересный путь развития его искусства, и одновременно собрать картины других художников, изображавших крымскую природу, то в Феодосии будет создана картинная галерея совершенно своеобразного содержания и профиля.

Пока галерея имела очень бедные фонды и ограниченные возможности, она занималась организацией периодических выставок графики и живописи советских художников. Успех этого начинания позволил не только расширить популяризаторскую работу, но и значительно обогатить фонды и экспозицию за счет поступавших с выставок картин.

Несмотря на существовавшие первоначально трудности, наступило оживление всей деятельности галереи. Из года в год поступало по разным руслам пополнение картин, росла посещаемость, развивалась выставочная работа. Выставочный зал, в котором в дореволюционные годы помещалась галерея, вскоре стал тесен. Экспозиция была расширена и заняла смежные помещения.

После установления советской власти в Феодосии была проведена большая работа по выявлению и охране предметов искусства, оставленных буржуазией, эмигрировавшей за границу. В эти годы комиссаром просвещения в Феодосии был писатель В.В. Вересаев, заведующим охраной памятников искусства (ОХРИС) — художник Г.А. Магула1 . В жилые комнаты дома Айвазовского в 1921 году была свезена из барских особняков старинная мебель, фарфор, хрусталь, а также небольшое количество картин русских и западно-европейских мастеров. Наиболее интересные коллекции поступили из брошенного эмигрировавшими хозяевами имения Голицына в "Новом свете» и от художника М.П. Латри, из мастерской которого было привезено свыше четырехсот его работ (живопись, графика, керамика).

В 1923 году из всех этих предметов была составлена «Выставка художественных ценностей», которую первоначально предполагалось организовать как самостоятельный «Музей художественных ценностей». Музей должен был существовать обособленно, как дополнение картинной галереи Айвазовского.

В 1925 году эта выставка решением Крымского Наркомпроса была закрыта; существование двух художественных музеев в таком небольшом городе, как Феодосия, было нецелесообразно; кроме того, нельзя было построить научно-разработанную экспозицию из случайных вещей, лишенных какой-либо связи. Поэтому феодосийской и симферопольской картинным галереям передали все, что могло быть использовано в их экспозициях, предметы же антикварного значения были сданы в госфонд.

В 1925 году освободившиеся в доме Айвазовского помещения были переданы археологическому музею, расположение которого за чертой города на горе Митридат мешало расширению его массовой работы.

После Октябрьской революции художественно-просветительную работу наряду с музеями вели и многочисленные рабочие студии, широкой сетью покрывшие всю страну. В одной только Москве было организовано свыше тридцати студий, в которых обучалось около 6000 трудящихся.

Вскоре после того как затихли последние бои за освобождение Крыма, в галерее Айвазовского объединилась значительная группа художников с тем, чтобы в новых, исключительно благоприятных условиях, организовать художественную жизнь Феодосии. При картинной галерее были открыты в июне 1921 года художественно-творческие мастерские и в январе 1922 года — художественная народная студия.

Были организованы мастерские рисунка и живописи, пейзажной живописи и печатно-графическая. В студии были классы общего рисования, живописи, перспективы, истории искусств и пластической анатомии. Мастерскими и студией руководили художники К.Ф. Богаевский, М.А. Шаронов, Г.А. Магула, Е.Н. Святский, Н.И. Пискарев и Н.И. Хрусталь. В студии обучались красноармейцы, дети рабочих и подмастерья плакатных мастерских, всего 17 человек. Феодосийские мастерские со временем предполагалось реорганизовать в Крымский художественный техникум2 .


1 Позднее Г.А. Магула был назначен директором ФКГА.
2 Помимо художественных мастерских и студии, в здании галереи в 1921 году была организована детская музыкальная школа, в которой обучалось до 180 детей.

1-2

Следующая глава


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»