Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

На родине. Труд и вдохновение. Страница 2

1-2

Наряду с картинами, передающими героику русского флота, Айвазовский запечатлел многие эпизоды освободительных войн народов, в том числе борьбу греческого народа за свою свободу и независимость.

Борьба угнетенного греческого народа с сильной в военном отношении Турцией, жестоко подавлявшей всякую попытку к сопротивлению, вызвала глубокое сочувствие к Греции всего прогрессивного человечества. Когда вспыхнуло восстание на острове Крит, Айвазовский был в числе передовых людей России, выступивших в защиту повстанцев. Своим искусством он содействовал распространению симпатий к народу, поднявшему знамя освободительной борьбы. Художник написал ряд картин, изображающих эпизоды восстаний в 1825 и 1866-1868 годах.

Наиболее значительным произведением этого цикла была картина «На острове Крит». На ней изображен момент эвакуации мирного населения острова на русский фрегат. По горной дороге к берегу моря спешат толпы женщин, детей, стариков. Часть из них уже разместилась в шлюпках и направляется к кораблю. На берегу разыгрываются драматические сцены прощания повстанцев со своими семьями. На руках несут обессилевшую, видимо больную, женщину. Силой уводят к шлюпке старика, не желающего расстаться с родными местами. Все эти события показаны на фоне моря. Пламенея, догорает вечерняя заря, горы уже покрыты сумрачной мглой, а на розовый песчаный берег набегают изумрудные волны, рассыпаясь кружевом лиловатой пены.

В этой картине Айвазовский проявил себя как художник, глубоко переживающий трагедию угнетенного греческого народа, ярко отразивший ее в живых, полных глубокого смысла образах. Сюжет картины подсказал живописное решение композиции. В результате получилась содержательная и блестяще выполненная картина. Накопленные во время плавания у островов Греческого архипелага впечатления послужили материалом для создания большого цикла картин, отражающих эпизоды освободительной борьбы.

В 1868 году Айвазовский совершил путешествие на Кавказ, во время которого он по обыкновению много рисовал. Остановившись в Тифлисе, он написал двенадцать картин, отражающих природу Кавказа. В ноябре 1869 года художник отправился в Египет на открытие Суэцкого канала. В результате он запечатлел не только картину Суэцкого канала в момент прохождения по нему кораблей различных стран, принимавших участие в торжествах, но и большое количество видов Египта с пирамидами, сфинксами, караванами верблюдов, Нил с пальмами по берегам и несколько видов прибрежных городов.

В 1870 году, в связи с пятидесятилетием открытия русскими мореплавателями Лазаревым и Белинсгаузеном берегов Антарктиды, Айвазовский написал ледяные горы у южного полюса и корабль под русским флагом на волнах. Это далеко не единичные случаи, когда художник очень быстро и легко откликался на события окружающей его жизни. Так, например, случилось в Феодосии затмение солнца — он сейчас же написал его; затонул у берегов Норвегии корабль «Ингерменланд» — и он изобразил его гибель.

Известно несколько видов Москвы, созданных Айвазовским. Особенно удачны его панорамные виды города со стороны Воробьевых гор. Свои картины художник обычно показывал на выставках Московской школы живописи и ваяния, где их копировали многие ученики и среди них прославленные впоследствии живописцы Саврасов и Шишкин. Художник полюбил Москву. «...Москва производила на меня всегда сильное впечатление своими оригинальными видами, но никогда не был я поражен ею так живо, как в нынешнее мое пребывание. Это живописнейший город в Европе...» - сказал Айвазовский в 1851 году, на праздновании, организованном в честь него и гравера Ф. Иордана.

Проплыв по Волге от Рыбинска до Астрахани, живописец сообщил: «...от Волги я в восхищении...» и, конечно, запечатлел виды Волги.

Быстрое переключение Айвазовского от одной темы к другой объясняется особыми чертами дарования художника и легкостью, с какой он воплощал свои творческие замыслы. Возможно, что само содержание его искусства, изображение вечно подвижной стихии подсказывало ему и диктовало быстрые темпы работы. Сам Айвазовский ясно сознавал все это и как-то сказал: «Я не могу подолгу корпеть над картиной...».

В высоком артистизме выполнения, с каким написаны многие картины художника, кроется очарование его живописи. Современники Айвазовского высоко ценили своеобразие его таланта. Импровизационный метод более всего соответствовал натуре художника, что было обусловлено многими чертами его дарования. Недаром маринист любил музыку Россини: композитор был наделен таким же, как живописец, даром легкого воплощения и писал иногда свои оперы в течение одной недели.

В XIX веке импровизации были довольно распространенным явлением. В способности поэта и музыканта легко творить, импровизировать видели особый дар, всегда вызывавший симпатии публики.

Айвазовский клал последний мазок на холст, с сознанием того, что он сделал все, что мог, и, как правило, никогда не переписывал и не исправлял своих картин. Уже в ранней молодости с ним произошел случай, ясно раскрывший эту черту его характера. Однажды художнику сделали указание, что на картине неправильно изображен всплеск воды от падающего ядра. Айвазовский согласился с этим и сказал, что он напишет другую картину, на которой исправит ошибку. Видимо, ему и в молодости было проще написать новую картину, чем исправлять допущенные неточности. К тому же художник, очевидно, руководствовался определенными соображениями.

Любопытен и другой случай. Как-то на выставке Айвазовского Репин обратил внимание на то, что фигуры на картине освещены солнцем с двух сторон. Старый уже в ту пору художник расхохотался и сказал: «Ах, Илья Ефимович, какой вы педант».

1-2

Следующая глава


супрелорин Virbac - купить ветеринарный препарат в москве

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»