Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

IX. Последние годы жизни. Страница 3

1-2-3-4-5-6

На другой день все необходимое было приготовлено: холст стоял на мольберте, большая палитра с кистями и ящик лежали на табурете. Утром мы собрались в мастерской и с некоторым волнением ожидали знаменитого мариниста.

Наконец в сопровождении Архипа Ивановича вошел старик выше среднего роста, широкоплечий, слегка сутулившийся. Со своими седыми типичными бакенбардами, с бритым подбородком, он походил на старого сенатора. Приветливо улыбаясь и кивая нам головой, Айвазовский прошел по всей мастерской, на ходу взглядывая на работы учеников и делая легкие замечания: «Хорошо... Хорошо. Так... Так... Прекрасно. А кто это сказки рассказывает?» — указал он на эскиз Рериха, изображавший какой-то сюжет из русского эпоса.

«А почему я не вижу моего внука?» — вдруг спросил Айвазовский. «Я здесь, дедушка», — отвечал Латри.

Архип Иванович подвел гостя к мольберту и обратился к Айвазовскому: «Это вот... Иван Константинович, покажите им, как надо писать море». Айвазовский взял необходимые ему четыре или пять красок, осмотрел кисти, потрогал холстки, стоя, не отходя от мольберта, играя кистью, как виртуоз, написал морской шторм. По просьбе Архипа Ивановича он моментально изобразил качающийся на волнах корабль, причем поразительно ловко, привычным движением кисти дал ему полную оснастку. Картина была готова и подписана. Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нем бушует море. Шумными аплодисментами мы выразили свою благодарность маститому художнику и проводили его всей мастерской к карете. Эту картину, подаренную автором, мы повесили на стену чайной комнаты, а под картиной — его палитру с красками и кистями.

Потом эта картина была собственностью Общества имени Куинджи, с закрытием Общества она была передана в Русский музей»1.

В следующем, 1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн» (Феодосийская галерея). Картина изображает открытое море во время бури.

Много бурь написал Айвазовский. Они показаны им в различное время дня и ночи. Обычно он писал их у крутых скал, где эффектнее можно показать удары волн. Такой сюжет давал больше возможностей для резкого противопоставления мрачных гранитных масс гибким формам прозрачных волн. Часто Айвазовский изображал бури ночью. Луна, проглянувшая сквозь разорванные ураганным ветром тучи, освещает разъяренные морские волны и корабль вдали, терпящий бедствие. Выразительность картин Айвазовского до этого была во многом основана на драматизме ситуаций, связанных с гибелью кораблей и их экипажей.

Теперь, после многих предварительных опытов, старый художник дал совершенно новое воплощение своей темы. Композиция картины очень проста. Огромный холст разделен на две неравные части. Вверху — узкая полоска темного грозового неба, по которому мчатся косматые черные тучи. Вся остальная часть картины занята волнами бушующего моря. Они наступают от горизонта и, приближаясь к переднему краю, разрастаются до огромных размеров. Всю картину по диагонали пересекает едва уловимый луч солнца.

Живописная цветовая гамма этого произведения при большой ее сдержанности обладает широкой шкалой цветовых отношений и состоит из сочетания голубых, лиловатых, зеленоватых оттенков. Они положены на холст без резких контрастов и противопоставлений.

В картине нет никаких ярких цветовых или световых эффектов, несмотря на то, что тоновая гамма ее включает все переходы от чисто черного в небе до белого тона на гребнях волн. Вся она построена на тонко найденных нюансах. Форма волн вылеплена мягки ми колебаниями светотени, и даже белая пена на них втушевана в легкий воздушный тон гребней волн.

И хотя при такой ровной живописи, казалось бы, трудно было найти зрительный центр картины, он на картине имеется и найден очень удачно на среднем плане, среди волн, где тонет в глубине волн луч света.

В сюжетном замысле и композиционном построении картины «Среди волн» есть черты, роднящие ее с «Черным морем». В обоих случаях изображено открытое море в ветреный день, а в трактовке самого сюжета картина «Среди волн» как бы продолжает раскрывать содержание картины «Черное море»: если в первом случае изображено взволнованное море, то во втором — уже бушующее, в момент наивысшего, грозного состояния морской стихии.

Знаменательно, что, изображая такой момент, Айвазовский не вызывает ощущения бессилия перед лицом вздымающихся волн. Луч солнечного света, озаряя картину, придает ее колориту мажорный цветовой строй, который в связи с живым ощущением движения волн и натиска ураганного ветра определяет жизнеутверждающее воплощение замысла, вызывает состояние приподнятости чувств, которое пробуждают в человеке только великие произведения искусства.

Юношеской бодростью, силой, готовностью к борьбе веет от этой картины. Есть нечто волнующее в том, как восьмидесятилетний художник, стоя на высоких подмостках перед огромным холстом, с неподражаемым артистизмом, свободой и смелостью уверенной рукой кладет краски на холст и создает патетический образ моря, отвечающий вдохновенным стихам Пушкина:

Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы...2.

Вся эмоциональная мощь этой картины создана изображением только одного моря, одних волн, как бы кипящих в столкновениях одна с другой.

Надо было обладать поистине неиссякаемым запасом жизненных и творческих сил, чтобы в глубокой старости так хорошо, по-молодому чувствовать, подняться до таких широких обобщений в понимании природы и так легко творить.

Картину «Среди волн» Айвазовский написал, когда ему шел восемьдесят первый год, в течение десяти дней.

В этой картине у него ярче, чем в каком-либо другом произведении, проявилась особая черта в восприятии природы и создании живописного образа морской стихии. Айвазовский по большей части изображал не морские виды, как это обычно делали и делают художники-маринисты. В его творчестве очень широко раскрыта основная идея, волновавшая его многие годы. Он нашел и ярко воплотил в живописи образы морской стихии, полные первозданной мощи и «гордой красоты».

До последних дней жизни Айвазовский не утратил молодости души, охваченной творческим беспокойством, и это определило непрерывный процесс развития его искусства. В глубокой старости он написал одну из самых проникновенных и вдохновенных своих картин, «Среди волн», и ее можно рассматривать как синтез всего его творчества. Он знал много способов драматизировать сюжет картины, но не прибег ни к одному из них. Правда, первоначально, следуя своему обыкновению, он поместил в центре композиции небольшую лодку с людьми, терпящими бедствие, но вскоре отказался от этой детали, как нарушающей широкий сюжетный замысел.

Работа над картиной «Среди волн», несмотря на глубокую старость Айвазовского, протекала быстро и выполнялась уверенной рукой великого мастера, никогда не повторявшего и не исправлявшего раз положенный мазок. Послушная в его руках кисть лепила именно ту форму, какую хотел художник, и клала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт и чутье большого художника.

Мастерство картины «Среди волн» — плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Оно мощно и совершенно самобытно. Картина написана художником все тем же импровизационным методом, каким созданы все его произведения.


1 А. Рылов, Воспоминания, М., «Искусство», 1954, стр. 73.
2 А.С. Пушкин, Собрание сочинений, т. 3, М., изд-во «Правда», 1954, стр. 357.

1-2-3-4-5-6


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»