|
1-2
Экспозиция ФГКА так же, как экспозиция всех советских музеев и картинных галерей, довольно часто меняется. На первом этапе советского музейного строительства необходимость этого диктовалась бурным ростом коллекций, для демонстрации которых требовалось расширение выставочной площади и хотя бы частичная перегруппировка основных коллекций. В дальнейшем, когда основной поток пополнений сократился, был разработан твердый план экспозиции на длительное время.
Но и в этот период в галерее производились частичные изменения экспозиции в целях систематизации экспонируемого материала, облегчающей осмотр при экскурсионном показе, в поисках лучшего освещения для отдельных картин. Экспозиция ФКГА за время ее существования пережила несколько этапов развития.
В 1921 году, после национализации, экспозиция, естественно, повторила то, что было в галерее в дореволюционные годы. Были выставлены все теже 49 картин, почти в том же порядке, в каком их застала смерть И.К. Айвазовского. Вся экспозиция помещалась в одном зале с верхним светом.
Первые изменения в экспозиции произошли в 1925 году, когда в нее влились коллекции с «Выставки художественных ценностей», а также пополнения из Симферопольской картинной галереи, поступившие в результате обмена. Тогда же на балконе галереи впервые были показаны работы группы феодосийских художников: Л.Ф. Лагорио, А.И. Фесслера, М.А. Волошина, К.Ф. Богаевского, М.П. Латри.
В 1927 году экспозиционная площадь галереи расширилась. В бывшей мастерской Айвазовского был открыт отдел живописи заслуженного деятеля искусств К.Ф. Богаевского1. Для этого пришлось пробить два дополнительных окна, так как имевшееся при Айвазовском единственное окно освещало только картину, над которой работал художник, оставляя остальное помещение в полумраке2 .
В 1930 году в связи с крупным пополнением галереи картинами И.К. Айвазовского была существенно изменена экспозиция главного выставочного зала. Количество картин Айвазовского настолько возросло, что часть из них длительное время экспонировалась на мольбертах.
В 1931 году сарай, пристроенный к главному выставочному залу, был переоборудован в экспозиционный зал для временных выставок картин. (В настоящее время в нем помещается мемориальный отдел.)
В 1938 году для временных выставок был отведен бывший кабинет И.К. Айвазовского, а в новом зале развернут отдел живописи западноевропейских маринистов3 .
В 1940 году продолжалось дальнейшее расширение постоянной экспозиционной площади галереи. На балконе были размещены только работы 2 мая 1945 года, после восстановления жилой части дома и мастерской, была развернута большая выставка работ И.К. Айвазовского. В городе даже после реэвакуации галереи среди части населения существовало мнение, что большая часть картин художника погибла во время эвакуации. Поэтому на выставке 1945 года демонстрировались все картины Айвазовского, накопленные в фондах ФКГА к этому времени, даже и те, какие никогда до того не выставлялись: все портреты его работы и различные случайные в творчестве художника картины. Всего на выставке 1945 года было показано 152 работы Айвазовского — 113 живописных и 39 графических4. Эта исключительная по своеобразию выставка картин Айвазовского представляла также большой искусствоведческий интерес.
1 Константин Федорович Богаевский (1872—1943) родился, провел всю свою жизнь и умер, в Феодосии. В 1898 году он окончил Академию художеств по классу А.И. Куинджи. Его творчество посвящено изображению крымской природы. К.Ф. Богаевский был крупным мастером, претворившим природу восточного берега Крыма—древнюю киммерийскую землю—в образы исторического и героического пейзажа. В последние десятилетия К.Ф. Богаевский создал несколько циклов индустриальных пейзажей на темы: Днепрострой, Донбасс, Баку и цикл картин — «Города будущего». В 1927 году ему было присуждено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В течение ряда лет К.Ф. Богаевский был сотрудником ФКГА. В его обязанности входила фиксация исторических памятников Крыма. В результате этой работы им исполнены сотни акварелей в Феодосии, Коктебеле, Судаке, Старом Крыму, Карасубазаре и Алупке. В тридцатых годах К. Ф. Богаевский работал по заданию «Всекохудожника» над сбором материалов для цикла индустриальных пейзажей. На Днепрострое, в Сталино, Мариуполе, Макеевке, Биби-Эйбате он также написал сотни акварельных этюдов, которые легли в основу его индустриальных композиций. 2 На южной стене мастерской Айвазовского первоначально было второе полуциркульное окно против того, что сохранилось до настоящего времени. Не исключена возможность, что оно сначала было единственным и только позднее Айвазовский заложил его, прорубив окно в северной стене. Это предположение подтверждается тем, что в северной стене мастерской, со стороны двора, в северо-западном углу, видна дверная ниша, архитектурно не связанная с окном в северной стене и, видимо, заложенная при прорубке окна в ней. Из мастерской раньше была еще одна маленькая дверь, которая вела в служебные помещения при жилых комнатах квартиры. Она и сейчас сохранилась со стороны надворного коридора. 3 В Феодосийской галерее есть небольшое собрание картин западноевропейских маринистов. Айвазовский высоко ценил марины классиков голландской школы Л. Бакхейзена и И. Схотеля, считая этих художников своими наставниками. Их работы представлены в ФКГА. В ней также имеются две работы известного французского мариниста Ф. Таннера, для которого Айвазовский выполнял подготовительные работы в годы ученичества в Академии художеств и вместе с которым он успешно выставил свои работы на академической выставке в 1836 году. 4 Все графические работы Айвазовского не могли быть показаны из-за отсутствия оборудования и площади.
1-2
|