Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Расширение экспозиции с 1922 по 1955 год. Страница 2

1-2

2 мая 1946 года после восстановления всего здания картинной галереи была развернута утвержденная Комитетом по делам искусств РСФСР новая экспозиция всех отделов. Основные работы Айвазовского поместили в главном выставочном зале, остальные отделы в бывших жилых комнатах квартиры художника.

По залам эта экспозиция была расположена следующим образом: зал № 1 — отдел графики И. К. Айвазовского; зал № 2 — основные коллекции картин И.К. Айвазовского; зал № 3 и зал №4 — живопись И.К. Айвазовского; зал № 5 — живопись Л.Ф. Лагорио и А.И. Фесслера; помещение № 6, где в настоящее время выставлена графика Айвазовского, не было занято; зал № 7 — живопись М.П. Латри; зал № 8 и зал № 9 — графика и живопись К.Ф. Богаевского; зал № 10— советские крымские художники.

Эта экспозиция включала в себя 168 работ И.К. Айвазовского, 8 работ Л.Ф. Лагорио, 27 работ А.И. Фесслера, 66 работ М.П. Латри, 39 работ М.А. Волошина, 130 работ К.Ф. Богаевского, 3 работы А.И. Куинджи, 1 работу Д.В. Шибнева, 1 работу Э.А. Магдесьяна и 11 работ старых западных маринистов.

В том же году был оборудован и открыт при галерее лекторий на 120 мест. Для этого переоборудовали помещения нижнего этажа квартиры Айвазовского — столовую, буфетную и кладовую. Перегородки между ними убрали и получился удобный, изолированный, с отдельным ходом зал для чтения лекций площадью свыше 100 кв. м.

В лектории читаются лекции б творчестве мастеров русского изобразительного искусства и лекции на литературные темы. Основная тема в лектории — жизнь и творческий путь Айвазовского. Лекции на эту тему по нескольку раз в месяц читаются для отдыхающих в феодосийских санаториях, что значительно расширяет популяризационную работу галереи.

Для иллюстрирования лекций о жизни и творчестве Айвазовского ФКГА составила два диафильма, которые и были выпущены фабрикой «Диафильм», первый—в 1947 году и второй, цветной,— в 1953 году. Часть фильмов реализовалась через киоск галереи, и это также способствовало популяризации творчества великого художника.

В 1947 году в галерее открылся мемориальный отдел, в котором выставлены подлинные документы и копии с документов, имеющих отношение к жизни и творческой деятельности Айвазовского и к работе картинной галереи за все время ее существования. Этот отдел, материалы которого в иных условиях могли бы составить экспозицию мемориально-бытового музея, в условиях ФКГА служит вводным отделом.

Таким образом была создана цельная экспозиция, отражающая состояние изобразительного искусства в Крыму за сто лет (с начала XIX по начало XX века). Однако эта экспозиция страдала существенным недостатком: в ней отсутствовал советский отдел, открывающий перспективу для дальнейшего роста галереи и расширения содержания ее работы. Для этого отдела еще не было накоплено достаточного количества материалов.

В 1950 году Комитет по делам искусств РСФСР предложил пересмотреть содержание всех отделов и перестроить экспозицию с таким расчетом, чтобы начать организацию отдела советского искусства.

В результате этой перестройки основная выставочная площадь была представлена для экспозиции произведений И.К. Айвазовского (залы №№ 1—8). В зале № 9 были выставлены работы учеников Айвазовского и других русских маринистов, а также картины советских маринистов. Наиболее значительными здесь пока являются работы Г.Г. Нисского, В.Ф. Штраниха, В.В. Мешкова, Е.Г. Львова, И.Ф. Титова и других советских художников.

В трех небольших комнатах, ранее предоставленных А.Н. Айвазовской, был развернут мемориальный отдел, но из-за неудобства их для экспозиции и для осмотра отдел вскоре перевели в пристройку к главному залу, а в этих комнатах поместили фонды картинной галереи.

Последний небольшой зал — десятый, а также часть балкона над главным залом отведены для организации временных выставок. Таким образом, под экспозицией ФКГА в 1955 году занято 10 залов общей экспозиционной площадью 2000 кв. м. Служебные помещения нижнего этажа с 1952 года переоборудованы в классные комнаты детской художественной школы и лекторий.

Состав экспозиции картин Айвазовского в значительной степени изменился и расширился. В галерее было уже не 49 работ Айвазовского, завещанных им Феодосии, а 282. Общее количество художественных произведений в фондах увеличилось до 1404. Отдел графики Айвазовского вырос в уникальное собрание его рисунков, которое представляет большой художественный и научный интерес, так как расширяет наше представление о творческом методе Айвазовского и служит материалом для раскрытия процесса работы художника над картинами.

1-2

Следующая глава


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»