Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

VI. Снова в Феодосии. Страница 3

1-2-3-4-5-6-7-8-9

Батальные темы проходят через все творчество Айвазовского. С раннего детства он слышал о славных битвах русских моряков с турками и шведами. Уже в те годы в его представлении война отождествлялась с борьбой за независимость, за честь народа. Его ранние детские впечатления были связаны с картинами, изображавшими «подвиги героев, в исходе двадцатых годов сражавшихся с турками за освобождение Греции».

Мог ли он не мечтать об изображении героических битв русского флота с Турцией, когда с детства слышал рассказы о Чесменской битве, когда на его памяти происходили такие неувядаемые боевые события, как Наваринский бой 1827 года? Айвазовскому было тогда десять лет. Какой мальчик крымских приморских городов не переживал всех деталей морских сражений, разносивших славу русских моряков по всему миру, не мечтал сам быть участником подвигов, подобных этому! Эти боевые подвиги имели огромное воспитательное значение в формировании сознания целого поколения будущих героев—защитников Севастополя в войне 1853—1855 годов и подготовили то глубокое сочувствие, какое вызвала их судьба в передовых кругах русского общества. Как понятно юношеское нетерпение Айвазовского поскорее отправиться с десантом H.Н. Раевского в 1839 году на кораблях, которые вели Лазарев, Корнилов, Нахимов, самому принять участие в походе.

Зачисление Айвазовского, в ознаменование его выдающихся успехов в маринистической живописи, на должность художника Главного морского штаба также не могло не повлиять на содержание его творчества, в значительной части посвященное отражению славных подвигов русского военно-морского флота.

В молодости он охотно принял назначенце участвовать в учебных плаваниях кораблей Балтийского флота в 1836 году, в морской военной операции в 1839 году, в плавании экспедиции кораблей Черноморского флота под начальством адмирала Литке в Архипелаг в 1845 году и военных маневрах Черноморского флота в 1845, 1846 и 1851 годах.

Но Айвазовский изображал и наблюдал флот не только в мирной обстановке. «Каждая победа наших войск на суше или на море радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изобразить ее на полотне»1.

И действительно, в своем творчестве Айвазовский запечатлел ряд выдающихся событий из славной истории русского военно-морского флота. Он был современником Синопского боя и написал две картины, изображающие эту выдающуюся победу русского флота; он наблюдал Севастополь в дни жестоких боев с врагами и запечатлел эпизоды защиты Севастополя. В детстве он слышал рассказы о подвиге брига «Меркурий» и написал две картины, на которых показан бессмертный подвиг капитана А.И. Казарского и его матросов.

Батальные картины Айвазовского — это летопись русского военно-морского флота в художественных образах. Его картины рассказывают о жизни флота в мирной обстановке и в дни войны, когда русские моряки одерживали победы над врагом, нередко во много раз численно превосходивших их.

Айвазовский был близок с замечательными русскими флотоводцами — Лазаревым, Нахимовым, Корниловым, Истоминым, Литке, а с некоторыми из них был в дружеских отношениях. Они отвечали художнику вниманием, исключительное проявление которого выразилось уже в 1846 году, когда на празднование десятилетия художественной деятельности Айвазовского Корнилов пришел из Севастополя в Феодосию на корабле «Двенадцать апостолов» в сопровождении пяти военных кораблей.

Храбрость близких ему людей и команд водимых ими кораблей Айвазовский прославлял в течение всей жизни. Подвиг он воспринял как проявление самых лучших, возвышенных душевных качеств русского моряка, изображение морских баталий у него всегда овеяно романтическим порывом.

В изображении баталий у Айвазовского всегда есть нечто приподнятое, эффектное, что, впрочем, нисколько не снижает эмоциональности образов его картин, а часто повышает ее. Пока трудно исчерпывающе представить себе весь объем батальных произведений Айвазовского, так как и местонахождение и даже названия некоторых из них еще неизвестны, как неизвестен и ряд других картин Айвазовского, рассеянных по различным картинным коллекциям всего мира. Это не лишает, однако, возможности судить об основной известной нам части батальных произведений Айвазовского.

Айвазовский изобразил все главные битвы и победы русского военно-морского флота, одержанные с момента его возникновения. Конечно, сюжеты его картин не образуют единой последовательности в хронологическом порядке. Воспринимая жизнь флота как нечто близкое и родное, он часто создавал картины или непосредственно вслед за каким-либо событием, или вскоре после него, или, что бывало реже, связывая его с какой-нибудь исторической датой.

В 1847 году Совет Академии художеств постановил: «...академик Иван Айвазовский необыкновенными успехами в искусстве и многими истинно превосходными творениями по части живописи морских видов заслуживает возведения в звание профессора по этому роду художеств...»2.

26 марта Айвазовскому было присуждено звание профессора.

В том же 1847 году скульптор А.Н. Беляев высек из мрамора прекрасный бюст Айвазовского, передающий внешность художника в период расцвета его дарования. Бюст этот был сделан Беляевым в двух вариантах, а создание его, по-видимому, было приурочено к присуждению Айвазовскому Советом Академии художеств звания профессора. Это находит подтверждение в том, что один экземпляр бюста был установлен в Академии художеств. Второй был сделан для Айвазовского и сейчас находится в Феодосийской галлерее. Бюст, отличающийся высоким мастерством исполнения, трактован в духе работ мастеров русской классической скульптуры.

Беляев стремился выявить и передать наиболее привлекательные черты внешности художника: высокий выпуклый лоб, красивый разрез глаз, крупный выразительный рот — все, что было характерно для облика Айвазовского и что сохранилось в его внешности до старости. В бюстах Беляева эти черты в сочетании с мягким выражением лица молодого художника приобрели особую привлекательность. Современники считали, что Айвазовский был похож на А.С. Пушкина; из всех дошедших до нас изображений художника это сходство ярче всего заметно в работах Беляева.

О значении, какое приобрело искусство Айвазовского в конце 40-х годов в России, свидетельствует отчет о выставке его картин в 1848 году в залах Московского Училища живописи и ваяния:

«И.К. Айвазовский, проезжая из Крыма в С.-Петербург, с разрешения Президента Академии выставлял в залах нашего училища, на 10 дней, превосходные свои произведения по части морских видов и сражений. В этом случае Совет считает себя в правах засвидетельствовать благодарность славному отечественному художнику... от целой Москвы. По обязанности своей, будучи ближайшим наблюдателем выставки г. Айвазовского, Совет мог быть свидетелем и огромного успеха, который имели произведения художника в нашей столице, и той пользы, которую он принес этой выставкой Училищу.

Эта выставка привлекала в течение десяти дней такое стечение посетителей всех сословий, какого в Москве давно не запомнят: приятное свидетельство в пользу того, какое участие возбуждают у нас произведения изящных искусств во всех кругах общества. По окончании выставки И.К. Айвазовский позволил ученикам Училища снять копии с его видов, что было исполнено довольно удачно некоторыми из них и содействовало много развитию в них вкуса к пейзажной живописи»3. Среди копиистов был ученик Московского Училища живописи и ваяния А.К. Саврасов.

В 1848 году Айвазовским были написаны две большие батальные парные картины: «Чесменский бой» и «Наваринский бой», которые, видимо, были показаны в том же году на московской выставке. Эги картины отражают важные и славные эпизоды из длительной борьбы России с Турцией в XVIII и XIX веках.


1 «Русская старина», 1881, т. 31, стр. 435.
2 ЦГИАЛ, ф. Академии художеств, д. № 12, 1847 г., л. 1. и об.
3 ЦГЛА, ф. 860, оп. 3, л. 28. Выписка из отчета Совета Московского художественного общества за 1848 год.

1-2-3-4-5-6-7-8-9


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»