Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

VI. Снова в Феодосии. Страница 5

1-2-3-4-5-6-7-8-9

Айвазовский живо откликался своим искусством на все события, связанные с морем, но он изображал многое и из того, что волновало окружающее его общество. Он отзывался и на крупные события общегосударственного масштаба и на сравнительно незначительные происшествия. Он изображал подвиги русского флота, но вместе с тем, когда в Судакской долине разразился ураган с ливнем, после которого «сухая речка» Алчак превратилась в грозный поток, он написал картину «Ливень в Судаке». Когда в Феодосии строили порт и проводили железную дорогу, Айвазовский, опережая события, изобразил Феодосийский порт в тихую лунную ночь с пароходами у причалов и поезд, идущий по берегу моря1.

Такая отзывчивость художника на события сегодняшнего дня расширяла круг тем и сюжетов его искусства, делала его творчество более доступным, интересным и жизненным, привлекая к нему внимание широких слоев общественности. Это, разумеется, поднимало интерес к его искусству в целом.

С осени 1848 года Айвазовский навсегда поселился в Феодосии, в своем доме, на самом берегу моря.

В 1848 году И.К. Айвазовский женился на Ю.Я. Грефс, по словам феодосийских старожилов, женщине очень красивой и широкообразованной. От этого брака у Айвазовского было четыре дочери.

***

В 1850 году Айвазовским была написана прославленная картина «Девятый вал». На ней изображено раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца осветили бушующий океан и громадную волну — «девятый вал», готовую обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт погибшего корабля.

Айвазовский умело ввел повествовательный элемент в картину. Зритель сразу же понимает, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля, как гибли моряки. Тем острее воспринимает зритель наступившее прояснение, яркий блеск утренней зари, живительный свет и тепло солнца, вселяющие уверенность в победном исходе борьбы. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Картина полна глубокого внутреннего звучания. Несмотря на драматизм сюжета, она не оставляет мрачного впечатления, наоборот — она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Она написана самыми яркими красками палитры, и колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового, лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым в воде. Яркая, мажорная, красочная гамма звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.

Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных картин в русской живописи.

По народному поверью, еще в древности считали, что в морском прибое есть определенная ритмическая последовательность, при которой в проходящей череде волн одна через определенные промежутки времени бывает более мощной. Древние греки считали такой волной третью, римляне — десятую.

В народной мысли и художественной литературе образ морской стихии обычно ассоциируется со смелым противоборством, со стремлением к свободе.

Когда Гёте хотел придать покоряющую убедительность вдохновенному призыву Эгмонта, поднимавшего народ на освободительную борьбу, он написал:

О смелый мой народ!
Богиня победы ведет тебя!
Как море, что твои плотины рушит,
так сокруши лихих тиранов крепость!
Сметите их с неправедно захваченной земли!..2

Незадолго до появления картины Айвазовского «Девятый вал» образ разъяренной морской стихии волновал воображение многих русских поэтов и стал в искусстве символом грозной опасности или наивысшего подъема могучей силы.

Пушкин видел в грозе «символ свободы». Его стихотворение «Завидую тебе, питомец моря смелый» заканчивается строкой: «Приветствую тебя, свободный океан»3.

А.И. Одоевский, которого в юности Айвазовский встретил на Кавказе в группе ссыльных декабристов, создал иной образ «Девятого вала». За год до его перевода из Сибири на Кавказ Одоевский написал «Послание отцу»; в котором есть такие строки:

... Меня чужбины вихрь умчал
И бросил на девятый вал
Мой челн, скользивший без кормила...4

Самые сильные душевные движения часто связаны в воображении русских поэтов с образом морской стихии. Иногда это выражает чувства неравенства сил в борьбе и сознание своей слабости перед всесокрушающей стихией, чаще этот образ был связан с радостью борьбы и стойкого противоборства. Таким он встает в стихах поэта Языкова:

Будет буря, мы поспорим
И помужествуем с ней...5

Готовность к борьбе и вера в конечную победу звучали в поэзии Баратынского:

Так ныне, океан, я жажду бурь твоих —
Волнуйся, восставай на каменные грани,
Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,
Как зов давно желанной брани,
Как мощного врага мне чем-то лестный гнев6.

Эти идеи, чувства и художественные образы глубоко вошли в сознание прогрессивно мыслящих русских людей. Морская стихия стала в их представлении синонимом борьбы и мужества. Таким море вошло в русскую поэзию и народные песни. Таким оно вошло и в сознание Айвазовского. Это роднило живописные образы его картин с представлением народа о море. Айвазовский сумел воплотить в маринистической живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени, что и придало глубокий смысл и социальную значимость его искусству.

В этом надо искать объяснение широкой популярности, народности его картины «Девятый вал» и всего его творчества.


1 «Ливень в Судаке» и «Первый поезд в Феодосии» хранятся в Феодосийской галлерее, инв. № 16 и 22.
2 Гёте, Избранные произведения, Гослитиздат, 1950, стр. 377.
3 А.С. Пушкин, Собрание сочинений, т. 1, М., изд-во «Правда», 1954, стр. 375.
4 А.И. Одоевский, Стихотворения, Л., «Советский писатель», 1954, стр. 24.
5 H.М. Языков, Пловец — «Поэты пушкинской поры», изд. Сабашниковых, 1919, стр. 39.
6 Е.А. Баратынский, Полное собрание сочинений, т. 1, 1914, стр. 74.

1-2-3-4-5-6-7-8-9


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»