Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

VI. Снова в Феодосии. Страница 7

1-2-3-4-5-6-7-8-9

Большая заслуга Айвазовского состоит в том, что он первый творчески воспринял и воплотил в прекрасные живописные образы безбрежное раздолье украинских степей, плодоносящую мощь их тучных земель, радость ежегодного весеннего цветения и обновления степи и плавное течение «чудного Днепра».

До Айвазовского в живописи не существовало изображения степных просторов Украины. Степь вообще не являлась сюжетом для живописных произведений, ее открыл для искусства Айвазовский. Позднее эта тема нашла отражение и дальнейшее развитие в творчестве ученика Айвазовского — А.И. Куинджи, прославившегося изображением лунных ночей и степных просторов у Днепра и рядом других картин, изображающих природу Украины.

Интересна одна деталь, к которой Айвазовский постоянно возвращался в украинских картинах, — это изображение обозов чумаков, идущих по широким степным трактам. Такой интерес к чумакам был вызван не только чисто живописно-композиционным построением его картин. Их он постоянно наблюдал в жизни, и они слились с образом украинских степей середины прошлого века. Обозы, идущие из Крыма, не раз встречались ему, когда он весной возвращался в свой родной город из очередной поездки в Петербург. Встречи с ними в степи были для него радостным предзнаменованием близости Крыма.

Образ украинских степей был для Айвазовского неразрывно связан с морской стихией и вызывал у него такие же эмоции, как и морские просторы. Он смолоду также полюбил их и вдохновенно воплощал в своих произведениях, часто возвращаясь к изображению Украины на протяжении всей своей жизни.

В 50-х годах в творчестве Айвазовского вообще начинают появляться картины, не связанные с морской тематикой. Они не всегда стоят на одном уровне мастерства с его маринами, но и среди них есть произведения, мастерски выполненные.

Для Айвазовского не было малозначащих или неинтересных тем в искусстве. Ему не были чужды замыслы самых различных жанров, на самые неожиданные сюжеты. Так, например, в 1858 году он выставил на академической выставке среди других десяти работ картину «Зима с видом постоялого двора в Тульской губернии». В его творческом наследии известны картины, написанные и на бытовые темы: «Сбор фруктов в Крыму», «Возвращение со свадьбы», «Свадьба на Украине» и другие.

Обычно Айвазовский стремился использовать любой сюжет для развития морских мотивов. В исторической картине «Приезд Екатерины II в Феодосию» большая часть картины занята изображением Феодосийской бухты, города, лежащего в кольце древних стен, морского прибоя, такого особенного в этом месте, с волнами, широким размахом ложащимися на песчаный берег.

В картине «Наполеон на острове св. Елены» сюжет, в сущности, послужил лишь предлогом для изображения восхода солнца на океане; «Гибель Помпеи» он написал со стороны моря, по которому спешат корабли с ищущими спасения людьми. Также особое место занимает изображение моря и в картинах на мифологические или библейские темы, будет ли это «Встреча Венеры на Олимпе», «Путешествие Посейдона по морю», или же «Хождение Христа по водам» и «Переход евреев через Чермное море», или «Всемирный потоп». Стремление к разнообразию сюжетов картин появилось у Айвазовского еще в ранний период его деятельности, но тогда оно выразилось в создании таких произведений, как «Хаос» или «Момент мироздания». Во второй половине жизни, обращаясь все чаще к окружавшей его действительности, Айвазовский уделял внимание иным сюжетам. В таких картинах, как виды Волги, «Купание овец», «Ветряная мельница в степи», «Обоз чумаков», он изобразил то, что было типично для облика его родины.

В 1851 году Айвазовский - присутствовал при морских маневрах Черноморского флота. Он был на пароходе «Владимир». Наблюдение за движением боевых кораблей дало новый материал художнику, который ему вскоре должен был понадобиться при изображении многих эпизодов из Крымской войны 1853—1856 годов.

В этом плавании он расширил свои связи с флотом и написал ряд картин, две из которых хранятся в Феодосийской картинной галлерее. На первой изображен момент прибытия парохода «Владимир» с поднятым штандартом в севастопольскую бухту. Солнце, поднимаясь над Севастополем, золотит клубы порохового дыма от салютующих кораблей и береговых батарей. Горячий желтый свет, высокое небо, в котором тает дым выстрелов, — все это в сочетании с лазурью морской воды создает повышенную красочную гамму, отвечающую парадному сюжету картины. На второй картине изображена Северная бухта с военными кораблями вдали и «Владимиром» у пристани. Эти парные картины отличаются высоким мастерством выполнения, красивой живописью.

В марте 1851 года Айвазовский устроил в Москве, в Училище живописи и ваяния, вторично выставку своих картин, на этот раз совместно с Иорданом1.

В честь Айвазовского и Иордана в благодарность за доставленную москвичам возможность любоваться грозной стихией и творением Рафаэля (Иордан выставил гравюру с «Преображения» Рафаэля) был устроен банкет, на котором среди многих приветствий было сказано: «Веселый пир нам, москвичам, не редкость, но такие праздники, как сегодня, редки и у нас; они оставляют по себе долгую память». В ответном слове Айвазовский между прочим сказал: «Москва производила на меня всегда сильное впечатление своими оригинальными видами, но никогда не был я поражен ею так живо, как в нынешнее мое пребывание. Это живописнейший город во всей Европе. Отныне я буду изображать ее со всех сторон и года через два, может быть, успею представить что-нибудь достойное вашего внимания...»2.

Внимание к искусству Айвазовского в Москве было настолько ярко проявлено, что на художественную выставку, открытую в сентябре 1851 года в Училище живописи, из Николаевского дворца в Кремле были доставлены две картины, изображающие Москву в 1812 и 1851 годах3.

Первая картина, «Пожар Москвы в 1812 году», находится в настоящее время в Кремле, в Грановитой палате. На ней изображен вил с Соборной площади в Кремле на город и Замоскворечье у Каменного моста. Москва в огне. Высокое ночное небо покрыто клубами ярко освещенного дыма. На площади написана тесно стоящая группа людей, среди которых выделяется фигура Наполеона в характерной позе.

Картина «Москва в 1851 году», по-видимому, «Вид Москвы с храмом Христа Спасителя» на первом плане, о котором упомянуто в «Автобиографии».

Есть еще одна картина, изображающая вид на Москву со стороны Воробьевых гор (1851, Музей города Москвы), и вид Москвы (1848, Русский музей), по композиции очень близкий к предыдущему, но значительно меньшего размера. В 1867 году Айвазовский написал П.М. Третьякову: «Есть также у меня вид Вашей Москвы в прекрасный зимний день, со стороны Серпуховской заставы»4.

В перечне картин, выставленных в 1851 году в Москве, упоминается «Кавказский вид в Абхазии», написанный Айвазовским в присутствии А.П. Ермолова5.

Знакомство с Ермоловым надолго запомнилось Айвазовскому, и он подробно описал его в «Автобиографии».

Личность Алексея Петровича Ермолова сама по себе представляет большой интерес; воспетый Пушкиным герой 1812 года, которому «подвластны были Кавказа гордые сыны», Ермолов близко стоял к декабристам.

Во время греко-турецкой войны 20-х годов русское правительство выдвинуло Ермолова на должность главнокомандующего русскими войсками в Греции. Рылеев обратился к нему с призывом: «Ермолов! поспеши спасать сынов Эллады, ты гений северных дружин!»


1 На выставке были показаны следующие работы: 1. «Закат солнца в Крыму»; 2. «Лунная ночь, нападение корсаров на купеческий корабль у храма Минервы в Греции»; 3—4. «Мыс Айя на пути из Одессы в Крым, с разных сторон»; 5. «Вид Генуи с моря во время захождения солнца»; 6. «Море близ Аликанте в Испании»; 7. «Афонская гора». Здесь выставлена была и последняя картина, написанная Айвазовским в три часа времени, по желанию и в присутствии А.П. Ермолова; 8. «Кавказский вид в Абхазии с берегов Черного моря во время бури».
2 Журнал «Московитянин», апрель 1881 г., № 7—8. В связи с этой поездкой Айвазовского в Москву П.А. Вяземский написал М.П. Погодину: «С.-Петербург, 4 марта 1851 г. Знаменитый наш живописец Айвазовский желает с Вами познакомиться. Кроме отличного таланта, имеет еще одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего А.С. Пушкина. Угостите его в Москве и за талант и за сходство...» (Библиотека имени Ленина. Пог/п. 7, 81).
3 ЦГИАЛ, ф. 680, on. 1, е. х. 96, л. 6 и об.
4 Архив Третьяковской галлереи, ф. П.М. Третьякова, 1/394.
5 В «Автобиографии» встреча Айвазовского с Ермоловым в Москве отнесена к 1848 году. Это не единственная хронологическая неточность «Автобиографии», легко объясняемая тем, что рассказы о своей жизни были продиктованы Айвазовским в старости, много лет спустя после описанных событий. В той же «Автобиографии» создание картины «Девятый вал» отнесено к 1848 году. Эта ошибочная дата повторена и Булгаковым. «Девятый вал» был написан Айвазовским в 1850 году, а встреча с Ермоловым состоялась в 1851 году.

1-2-3-4-5-6-7-8-9


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»