Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

VI. Снова в Феодосии. Страница 8

1-2-3-4-5-6-7-8-9

Крым и сейчас, как никакое другое место в Советском Союзе, богат историческими памятниками. Здесь были сделаны археологические открытия, нашедшие отражение в мировой исторической науке. Айвазовский в молодости отдал дань увлечению археологией, и ему посчастливилось сделать находки исключительной художественно-исторической ценности. В 1853 году Айвазовский обратился в Министерство уделов с предложением произвести археологические раскопки древних курганов в окрестностях Феодосии.

Получив необходимое разрешение, инструменты и денежные средства, он произвел пробные раскопки пяти курганов, давшие ценные материалы.

В сообщении об этих раскопках отразилась радость художника, обнаружившего произведения высокого искусства времени расцвета античной культуры, и гордость своим городом. В сообщении он пишет: «...я в восхищении от Феодосии. До вчерашнего числа открыли пять курганов, в которых ничего не нашли, кроме разбитых кувшинов с углями и золой, но вчера, т.е. в пятом кургане, нашли просто под землей в золе золотую женскую голову самой изящной работы и несколько золотых украшений, как видно, с женского наряда, а также куски прекрасной этрусской вазы.

С этой же почтой отправляю к вам эту голову и...несколько древних монет, которые я купил в Феодосии и которые найдены в самом городе. Как новый и неопытный археолог, не смею дать своего мнения, но что касается до головки золотой, то, как артист, я в восхищении от Феодосии. Эта находка дает надежду, что не напрасны будут наши труды, и все эти открытия доказывают, что древняя Феодосия была на этом же месте...

И. Айвазовский, Феодосия, 6 июля 1853 г.»1.

Он не только сам был поглощен раскопками, но сумел увлечь ими свою молодую жену. Юлия Яковлевна ездила с ним на место работ, сама просевала землю, вынутую из гробниц, следила за сохранностью находок и упаковывала их для отправки в Петербург.

В течение лета 1853 года Айвазовский раскопал восемьдесят курганов. В одном из них с женским погребением были найдены золотые ювелирные украшения IV века до новой эры. Они до сегодняшнего дня хранятся среди наиболее ценных в художественном отношении коллекций Особой кладовой Государственного Эрмитажа в Ленинграде.

Несмотря на большую занятость, Айвазовский в 1853 году успел написать картину «Основание Петербурга» к 150-летию события.

В связи с начавшейся Крымской войной Айвазовский на зиму 1853/54 года остался в Феодосии. В письме к Л.А. Перовскому Айвазовский сообщает о своем решении воздержаться от поездки в Петербург: «Настоящие обстоятельства помешали мне приехать зимой в Петербург. Несмотря на славные наши победы, береговые жители в страхе, и как мы ни стараемся уговаривать — все напрасно, так что и мы перебрались к себе в имение. Кроме этого обстоятельства еще другая причина меня удерживает в Крыму — это заказы [на картины, изображающие] взятие пароходов. Кроме того, я теперь пишу чудное Синопское дело. Для [сбора] сведений я жил несколько времени в Севастополе, где мог собрать самые верные сведения... 19 января 1854 года»2.

В 1854 году в связи с военными событиями Айвазовский временно поселился в Харькове, откуда он приехал в осажденный Севастополь, чтобы на месте проследить за развитием событий и собрать материалы, необходимые для картин, связанных с Крымской войной3.

Севастопольская эпопея занимает в искусстве Айвазовского совершенно особое место. Агрессивные правящие круги Англии и Франции, стремясь ослабить могущество России, разжигали конфликт Турции с Россией. Более того — они выступали за вытеснение России с берегов Черного моря. Это породило Крымскую войну 1853—1856 годов.

Многое из того, что связано с Крымской войной и особенно с участием в ней Черноморского флота, было изображено Айвазовским.

Дважды он изобразил Синопский бой, в котором русский флот снова нанес сокрушительный удар турецкому флоту. В 1853 году 18 ноября русская эскадра обнаружила турецкий флот в синопской бухте. Русские корабли при входе на рейд были обстреляны турецкими кораблями и береговыми батареями.

Русский флот пошел на сближение и завязал бой с самой близкой дистанции. Флагманский корабль «Императрица Мария», на котором находился П.С. Нахимов, был впереди. К исходу четырехчасового боя турецкая эскадра и береговые батареи были уничтожены Спасся бегством только один быстроходный пароход «Таиф».

В донесении о бое Нахимов писал: «Нельзя было налюбоваться прекрасными и хладнокровно рассчитанными действиями корабля «Париж» — я приказал изъявить ему свою благодарность во время сражения, но не на чем было поднять сигнал: все фалы были перебиты».

Синопский бой был последним большим сражением парусных кораблей. Много лет спустя, вспоминая о нем, Айвазовский изобразил флагманский корабль «Императрица Мария» во время шторма. На этот раз корабль боролся не с врагами, а со стихиями. Впервые Айвазовский написал корабль «Императрица Мария» в 1847 году; он изобразил страшную бурю, которая застигла корабль на пути из Варны в Одессу 6 октября 1828 года.

В настоящее время известны следующие картины, связанные с обороной Севастополя: «Осада Севастополя» (1859, Феодосийская галлерея), «Переход русских войск на Северную сторону» (Севастопольский военно-исторический музей), «Взятие Севастополя» (Музей Метехи, в Тбилиси).

Севастопольской обороне посвящены также картины «Адмирал Нахимов на бастионе Малахова кургана, где был он поражен неприятельской пулей» и «Место, где был смертельно ранен адмирал Корнилов» (Феодосийская галлерея). Картина изображает широкую панораму Севастополя, открывающуюся с высоты Малахова кургана. На первом плане виден своеобразный памятник-крест, выложенный из ядер на месте смертельного ранения В.А. Корнилова. У памятника — два ветерана обороны Севастополя. Они пришли поклониться месту, священному для них. Далеко за море заходит солнце, последние лучи его золотят отдельные дома города, уже покрытого вечерней дымкой.

Картина «Осада Севастополя», написанная под непосредственным впечатлением посещения Айвазовским осажденного Севастополя, изображает панораму города от Северной стороны до Херсонесского маяка и дальше, в открытое море. Все в городе изображено с документальной точностью: наиболее крупные дома, береговые батареи, корабельная слободка. За городом, на холмах, идет бой. Горизонт закрыт клубами орудийного дыма. Английская эскадра стоит у Херсонесского маяка. На переднем плане, на Северной стороне, изображена группа пленных французов под конвоем казаков.

Все это написано на фоне вечерней природы. Город освещен лучами заходящего солнца. Светлое небо — в легких облаках. Художник, стремясь усилить впечатление грозной битвы, изображает ее в тихий ясный летний вечер.

Еще много раз в течение жизни он изображал парусные боевые корабли, но плавать на них ему больше не довелось. Когда в 1854 году художник приехал в осажденный Севастополь, он увидел над водой только верхушки мачт многих кораблей Черноморского флота, преградивших своими корпусами вход в севастопольскую бухту вражескому флоту. Этот вид он запечатлел в картине «Осада Севастополя».

Тему борьбы русских моряков с врагами в период Крымской войны Айвазовский воплотил в ряде картин, многие из которых занимают видное место в его художественном наследии.

Айвазовский сам отвез свои картины в осажденный Севастополь «для представления на суд... морякам, участвовавшим в делах, которые он выбрал предметом для этих картин»4.

Нахимов, посетивший выставку, отметил, что картина, изображающая Синопский бой, «чрезвычайно верно сделана».

Обстоятельства, сопровождавшие открытие выставки в Севастополе, сообщены в одном из писем мичмана Иванова:

«Сегодня второй день, как Айвазовский открыл выставку своих картин: двух видов Синопской битвы, двух видов битв «Первас-Бахри» с «Владимиром» и пятый — вход «Владимира» с «Первас-Бахри» на буксире под парами в Севастополь. Перед этими картинами постоянно куча народа, в особенности из офицерства. Первая картина представляет днем начало [Синопского] сражения. Некоторые суда неприятельские только начали гореть, другие выброшены и, наконец, один фрегат взорван. «Картина чрезвычайно верно сделана» —- это сказал Нахимов, герой Синопа.

Вторая представляет пожар в городе и судов на рейде, ночью. Эта картина так поражает, что трудно оторваться от нее. Флот наш стоит на том же месте, где только сражались. И пароход только что собирается вывозить некоторые корабли сквозь линии.

Эту картину можно упрекнуть только в том, что в ней уж слишком много эффекта. Отблеск зарева пожара по борту кораблей и ренгоуту — неподражаемо хорош!.. Три картины [изображающие бой с «Первас-Бахри»], полагаю в 1,5 аршина, а первые [Синопский бой] — огромного размера. Сам Айвазовский постоянно там и, вслушиваясь в толки, исправляет свои ошибки»5.

Это не единичное упоминание о том, что Айвазовский привозил свои батальные картины на суд моряков, участников морских боев.

17 (5) ноября 1853 года на Черном море у анатолийского побережья русский пароход-фрегат «Владимир» под командованием капитан-лейтенанта Г.Н. Бутакова вел трехчасовой бой с турецким десятипушечным пароходом-фрегатом «Первас-Бахри».

Русский корабль искусным маневрированием разгромил неприятельское судно и, принудив его к сдаче, привел на буксире в Севастополь. Под названием «Корнилов» оно вошло в состав Черноморского флота.

Айвазовский, изобразив три эпизода этой битвы, как бы подчеркивал важность этого первого в истории сражения паровых кораблей, в котором русские моряки под командованием капитан-лейтенанта Г.Н. Бутакова одержали победу.

Сам Бутаков так описывает этот бой: «Увидев, что противник мой не имеет кормовой и носовой обороны, я направил два 68 ф[утовых] орудия по направлению своего бушприта и стал держать его в кильватер, уклоняясь понемногу в одну и другую стороны, чтобы удобнее было наводить каждую по очереди. Когда же он, чтобы иметь возможность навести свои бортовые орудия, старался принять направление поперек моего курса, я уклонялся в ту же сторону и громил его пятью орудиями своего борта»6.

На картинах Айвазовского, изображающих первый эпизод боя, совершенно необычное расположение сражающихся кораблей становится понятным после описания боя Бутаковым. Это дает основание к заключению, что в. Севастополе он в результате расспросов, а возможно, и личного общения с Бутаковым, получил детальное представление о том, как проходил бой и о всех последующих стадиях его развития и конца.


1 Архив Ленинградского отделения Института истории материальной культуры Академии наук СССР (ЛОИИМК), ф. 9, д. 29. Директору Керченского музея Люценко было поручено составить план местности, где расположены курганы, и описать их. Документы, которыми мы располагаем в настоящее время, позволяют уточнить обстоятельства, при которых Айвазовский производил археологические раскопки в Феодосии, и составить правильное представление о важности достигнутых им результатов. В отчете об археологических раскопках в 1856 году записано: «... дабы основательно исследовать эту местность, в 1855 году поручено было профессору Академии художеств Айвазовскому произвести в виде опыта раскопку некоторых курганов. Попытка эта увенчалась полным успехом. В первых четырех курганах найдены были одни разбитые кувшины с углем и золою, но в пятом открыли, в самой золе, золотую женскую головку превосходной работы, шестнадцать украшений из листового золота, представляющих соединенные листки, три головы Пана и обломки расписной вазы.

Дальнейшие разыскания доставили для Музея Эрмитажа еще значительное число предметов из золота и обработанной глины. В числе золотых вещей заслуживают особенного внимания: а) серьги филигранной работы; б) ожерелье, плетенное из проволоки, с длинными привесками; в) ожерелье из крупных дутых бус; г) такое же проволочное ожерелье с львиными головками на концах; д) золотая булавка с изображением передней части какого-то мифического животного с львиной головою, бараньими рогами и крыльями; е, ж, з) три перстня; и двое серебряных зарукавьев витых, с золотыми концами; и) золотой сфинкс с диадемою на голове; к) пара золотых серег в виде виноградной кисти; л) три головы Медузы, оттиснутые на золоте; м) бычачья голова из дутого золота; н) витое кольцо и о) ожерелье из золотых бус с филигранными на них украшениями и с привесками в виде амфор. Из глиняных вещей попадалось много изображений разных божеств и медальоны с головами Горгон и с изваяниями Амазонок, поражающих оленей. Стоит заметить, что в древней Феодосии изображения, кроме красок, покрывались еще позолотою. ... Главная цепь курганов близ Феодосии тянется по гребню гор, окружающих этот город и его бухту в виде амфитеатра, от монастыря св. Ильи до Лысой горы. Сверх того, несколько второстепенных курганов и насыпей занимают отдельные пункты на скатах гор против означенного монастыря, на крутых берегах моря и на Лысой горе. Небольшая насыпь, в которой найдена была Айвазовским гробница с золотыми вещами, находится поблизости монастыря св. Ильи, на крутом берегу, несколько выдавшемся в море, между двумя курганами довольно значительной величины...»
2 ЛОИИМК, ф. 9, д. № 29.
3 Следуя установившемуся правилу работы, Айвазовский после посещения осажденного Севастополя сейчас же написал ряд картин; у Н.П. Собко отмечены пункты, где были организованы выставки этих картин и цели, на какие были обращены полученные от выставок средства: «Пять картин [были] выставлены в Симферополе в пользу раненых воинов и их семейств; в Севастополе — в зале Благородного собрания; в Петергофе — на даче И.А. Лазарева (до 5 авг.); и в Спб. — в д. Министерства внутренних дел, в пользу «Женского Комитета для вспомоществования недостаточным семействам воинов, назначенных для защиты столицы и Прибалтийских берегов». Они были воспроизведены в литографии: «Синопский бой днем»; «Синопский бой ночью»; «Начало боя парохода «Владимир» с турецким пароходом «Первас-Бахри»; «Конец боя тех же пароходов» и «Привод «Первас-Бахри» - на буксире в Севастополь».
4 «Москвитянин», т. IV, 1854, «Внутренние известия», стр. 70-71.
5 Мичман Иванов был флаг-офицером при адмирале Панфилове. Погиб при выполнении боевого задания. Письма хранятся у его родных в Севастополе. Цитированное письмо датировано 1 июня 1854 г.
6 «Григорий Бутаков — создатель тактики парового флота», «Огонек», ноябрь 1953 г., № 48.

1-2-3-4-5-6-7-8-9


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»