Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Становление художника. Страница 2

1-2

Айвазовский отправлялся за границу не новичком в живописи, а сложившимся мастером. В работах художника во многом уже был определен путь, по которому пойдет дальнейшее развитие его дарования. Глядя на карандашные рисунки, сделанные с натуры, он воскрешал в своей памяти живые краски природы, движения волн и облаков в ясном небе, яркий блеск солнца, утренний туман над морской гладью или грозное перемещение темных туч, освещаемых вспышками молний.

Айвазовский неустанно работал, переезжая с одного места на другое. Ему полюбился Неаполь, там он сделал много детально выполненных карандашных рисунков и написал несколько картин, изображающих Неаполитанский залив с видом на Везувий. Одну из его картин, изображающую Неаполитанский залив лунной ночью, увидел всемирно известный английский маринист Тернер, человек нелюдимый, характера мрачного. Он пришел от картины в такой восторг, что написал по этому поводу стихотворение на итальянском языке, посвященное Айвазовскому. «На картине этой вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем и в нем отражающуюся... Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок или множеством металлических блесток... Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет Гений».

Такая похвала со стороны прославленного мастера способствовала укреплению европейской славы Айвазовского. Картина «Неаполитанский залив лунной ночью» находится в Феодосийской картинной галерее.

Айвазовский много рисовал и писал в Сорренто, где незадолго до этого жил и работал любимый им Сильвестр Щедрин: он сделал ряд рисунков в Амальфи, ав 1843 году долго работал в Венеции, где создал большой цикл прекрасно выполненных видов Венеции. Часть написанных в Италии картин он отправил еще в 1842 году в Академию художеств как отчет о своих трудах за границей. Тогда же по предложению Академии живописец на шесть месяцев покинул Италию, чтобы участвовать на выставке в Париже. Картины мариниста имели крупный успех. Ему была присуждена большая золотая медаль. Прославленный французский живописец О. Берне, которому был представлен Айвазовский, сказал ему: «Ваш талант прославляет Ваше отечество».

В Риме Айвазовский сближается с А. Ивановым и H. Гоголем. Общение с ними обогатило художника. В мастерской Иванова он мог следить за процессом работы великого живописца, а в беседах с Гоголем укрепился в своем пристрастии к романтическому направлению в искусстве. Его вдохновляла патетика поэтических образов Гоголя, приподнятость тона в описаниях природы. Гоголь был первооткрывателем литературных образов украинской природы; для ее изображения он нашел самые яркие краски словесной палитры. Его восприятие природы во многом определило романтический пафос живописи первой половины XIX века. Айвазовского вдохновляли высказывания Гоголя: «Если бы я был художником, я бы изобразил особого рода пейзаж. Какие деревья и ландшафты теперь пишут! Все ясно, все разобрано, проверено мастером, и зритель по складам за ним идет.

Я бы сцепил дерево с деревом, перепутал ветви, выбросил свет, где никто не ожидает его, вот какие пейзажи надо писать!».

Такое отношение к живописи было по душе маринисту. Наряду со многими полотнами, где представлены лучезарные виды Неаполя и Венеции, Айвазовский еще в 1843 году написал картину «Кораблекрушение». На «ей изображены гибнущие у скалистого берега корабли. Один уже затонул, и от него остались шлюпка да плот с уцелевшими матросами. Второй корабль еще сопротивляется натиску яростных волн, но и он обречен. Ураганный ветер и волны гонят корабль на прибрежные скалы, и он выглядит легонькой игрушкой среди мрака и рева бушующих стихий.

Айвазовский побывал и в Англии, а по пути оттуда совершил путешествие в Португалию и Испанию, где так же много и усердно рисовал виды приморских городов. На обратном пути в Россию, в 1844 году, он остановился в Амстердаме, где устроил выставку некоторых своих работ. В Голландии — на родине первых художников-маринистов XVII века — за высокое мастерство и поэтичность живописи Айвазовскому было присуждено почетное звание академика.

Осенью 1844 года Айвазовский вернулся в Петербург прославленным во. всем мире художником. Его картины были приобретены в Италии, Англии, Франции, Африке, Америке. На родине он был встречен с большим почетом. Петербургская Академия художеств присудила Айвазовскому звание академика, а Главный военно-морской штаб присвоил ему звание первого художника штаба и право носить адмиралтейский мундир. Айвазовскому был поручен «большой и сложный» правительственный заказ — изобразить все русские укрепленные города на Балтийском море. На выполнение этого заказа и ряда других картин ушла зима 1844 — 1845 года. Весной 1845 года живописец отправился с адмиралом Литке в плавание к островам Греческого архипелага, побывал в Турции и Малой Азии; художник много и успешно работал во время путешествия и вернулся с большим запасом детально выполненных карандашных рисунков, по которым в дальнейшем написал ряд прекрасных картин — видов Константинополя и городов, лежащих на островах архипелага.

Возвращаясь из плавания, Айвазовский задержался в Севастополе, а приехав в Феодосию, решил поселиться в ней навсегда. Его не привлекала возможность стать придворным художником и выполнять волю именитых заказчиков. Сам он так писал о своем решении: «...но чуть повеет весной — и на меня нападает тоска по родине, меня тянет в Крым, к Черному морю...». Это чувство Айвазовский будет испытывать в течение всей жизни, оно определило влечение его к родным берегам и объясняет его постоянное пребывание в Крыму.

Художник в 1845 году приступил к постройке на окраине Феодосии, на берегу моря, дома с большой мастерской для работы. В этом доме прошла вся трудовая жизнь мариниста. Здесь им написана основная масса картин.

1-2

Следующая глава


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»