Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

V. Возвращение в Россию. Страница 2

1-2-3

Очень знаменательно, что, приехав в Италию, осмотрев с восторгом коллекции картин в европейских музеях, Айвазовский в своих творческих исканиях возвращается к Щедрину, ищет опоры в его искусстве. Вернувшись из командировки прославленным мастером, он обращается к другому прекрасному русскому художнику — Ф. Алексееву. Здесь, правда, мы встречаемся с явлением несколько иного порядка. Работая в Сорренто, Айвазовский стремится только приблизиться к Щедрину. Через четыре года, работая в Петербурге, он уже демонстрирует своими картинами новую, более высокую ступень мастерства, на которую поднялась русская пейзажная живопись.

Этим не исчерпывается перечень картин, написанных Айвазовским вскоре после возвращения из Италии. Художник А.И. Иванов, посетивший осенью 1844 года петербургскую мастерскую Айвазовского, пишет о своих впечатлениях А.Р. Томилову. В этом письме особенно интересно упоминание самого Айвазовского о том, что одну из своих картин он написал под впечатлением стихотворений Пушкина.

А.И. Иванов пишет:

«В четверг 12 (октября) числа удалось и мне побывать на выставке. Право, так и хочется поговорить о работах Айвазовского. После находившихся при годичном собрании он прибавил еще три картины: большую ночь на море; светлую картину, где показан на первом плане кусочек берега, а на нем женщина и ребенок, балующийся на отмели в воде, потом небольшая Испанская ночь.— Боже мой, какая ночь! — как сам говорил Иван Константинович, данным для него были стихи Пушкина.

Они, кажется, в таком роде:

Вот взошла луна златая.
Тише...Чу...гитары звон...
Вот испанка молодая
Оперлася на балкон...»1

Проработав зиму над выполнением заказа и написав ряд других работ, Айвазовский в конце апреля 1845 года отправился с экспедицией под начальством Ф.П. Литке к берегам Турции, Малой Азии и по Архипелагу.

Ф.П. Литке был не только выдающимся мореплавателем, но также ученым-географом и главным организатором Русского географического общества, действительным членом которого стал в дальнейшем И.К. Айвазовский, Ф.П. Литке был членом-корреспондентом, почетным членом и президентом Академии наук. Видимо, через него произошло знакомство Айвазовского с другим выдающимся русским ученым и путешественником — П.А. Чихачевым, один из трудов которого он иллюстрировал в молодости.

Во время этого плавания Айвазовскому удалось побывать у берегов Европейской Турции, Малой Азии и островов Греческого архипелага. Он побывал в Константинополе, Хиосе, Патмосе, Самосе, у островов Крит и Родос, у берегов Анатолии и Леванта, у Древней Трои и у многих других островов Архипелага.

Плавание с адмиралом Литке значительно обогатило Айвазовского. Из путешествия он привез большое количество прекрасно исполненных рисунков (часть рисунков хранится в Феодосийской галлерее).

В Центральном государственном литературном архиве в Москве имеются два альбома с рисунками Айвазовского, Боголюбова, Брюллова и других русских художников. В этих альбомах помещены двадцать пять рисунков Айвазовского, относящихся к 1845 году — времени участия Айвазовского в экспедиции Ф.П. Литке. Тщательно проработанные рисунки сделаны Айвазовским на листах обычной желтоватой бумаги и чуть тронуты белилами. Помимо зарисовок и композиций, сделанных в Константинополе и на Архипелаге, есть зарисовки крымских береговых укреплений в Феодосии, севастопольских прибрежных батарей, укреплений Малахова кургана, Волоховой башни в таком виде, как они были до начала Крымской войны.

С большой точностью острым твердым графитом Айвазовский рисовал лепящиеся по уступам гор, уходящие вдаль городские постройки или отдельные понравившиеся ему здания, вкомпоновывая их в пейзаж. Самым простым графическим средством — линией, почти не пользуясь светотенью, он достигал тончайших эффектов и точной передачи объема и глубины.

Айвазовский много и охотно рисовал. Он рисовал с натуры все, что привлекало его внимание или могло помочь ему при. работе над картинами в мастерской: понравившиеся ему панорамные виды берегов Черного, Балтийского и Средиземного морей; перспективы приморских городов — Ялты, Алушты, Феодосии, Керчи, а также Неаполя, Венеции, Ревеля и многих других; отдельные строения и архитектурные ансамбли на берегу моря в Крыму, Прибалтике, Голландии, Испании, Италии, в Константинополе.

Айвазовский в течение всей жизни часто рисовал корабли и лодки, изображая их со всеми деталями оснастки; иногда он рисовал фигуры рыбаков, животных, птиц, и в ряде случаев эти рисунки с живой натуры не уступают его лучшим пейзажным рисункам.

Хотя тематика рисунков Айвазовского была очень широка, все же до сих пор не известно ни одного его рисунка с натуры, в котором было бы изображено бурное море, или прибой волн у берега, или хотя бы отдельная волна, нарисованная так же материально, объемно, как очень часто рисовал он все остальное. Изредка в рисунках, изображавших прибрежную местность, он едва намечал зеркальную поверхность воды, в которой отражаются легкие облака и отдельные строения.

Среди этих рисунков выделяется своим зрелым мастерством группа работ, относящаяся к 40-м годам, ко времени его академической командировки в 1840—1844 годах и плавания у берегов Малой Азии и Архипелага летом 1845 года.

Рисунки Айвазовского гармоничны и по композиционному распределению масс и по внимательной проработанности всех, деталей. Даже самые отдаленные городские постройки у него нарисованы с ясным представлением об их архитектуре. И, несмотря на такую тщательную проработку рисунков, ни одна деталь не нарушает общего, цельного впечатления. Крупные размеры листа, почти всегда большая композиционная построенность и графическая законченность — все говорит о большом значении, которое Айвазовский придавал работам, выполненным с натуры. Ясные и точные, хорошо детализированные и содержательные, эти рисунки могли вызвать в памяти художника представления, необходимые для работы над картинами.

В творчестве Айвазовского, особенно ранней поры, значительное место занимает изображение приморских городов. В сущности, его искусство начинается работой именно в этой области. Академия художеств, на два года посылая Айвазовского для самостоятельной работы в Крым, поручила ему изобразить все приморские города Крыма.

Во время заграничной командировки значительную часть своего творчества он посвящает изображению итальянских городов.

В 1844 году по возвращении из командировки он получил крупный правительственный заказ изобразить прибалтийские города.

После плавания в Эгейском море с адмиралом Литке в 1845 году он писал картины, изображающие города Архипелага и виды Константинополя и Севастополя.

К изображению приморских городов Айвазовский не раз возвращается на протяжении всей жизни. Рисунки, сделанные им во время путешествий, всегда помогали ему в этой работе. В их большой завершенности он находил все, что нужно было для создания картин. В молодости Айвазовский часто пользовался ими для композиций без всяких изменений. Позднее он претворял их в живописные образы, и часто они служили только первым толчком для его творческой мысли.


1 Письмо А.И. Иванова к А.Р. Томилову от 14 октября 1844 года, стр. 81. «Старые годы», январь—февраль 1916 г. Из архива Е.Д. Шварца.

1-2-3


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»