Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
Главная > Книги > Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)

Введение

В течение ста с лишним лет творчество И.К. Айвазовского с неослабевающей силой привлекает внимание широких кругов русской общественности. Имя его стоит в ряду самых славных деятелей русского искусства, его творчество вошло в золотой фонд русского классического наследия.

Айвазовский прожил долгую, насыщенную кипучей разносторонней деятельностью, жизнь. Ко времени формирования его дарования в русском искусстве были уже заложены основы пейзажной живописи. Айвазовский рано проявил особое влечение к морю и был наиболее ярким, последовательным представителем маринистической живописи на протяжении XIX века. Творчество Айвазовского связано глубокими корнями с русским искусством конца XVIII и XIX веков и, в свою очередь, плодотворно воздействовало на него. Он остро чувствовал очарование изменчивой морской стихии и разносторонне отразил ее в своих произведениях.

В своем искусстве Айвазовский достиг высокого мастерства. Для него не было никаких затруднений при создании картины. Он разработал многие технические приемы для изображения бурного моря и грозового неба, яркого солнечного заката и мягкого блеска восходящей над морем луны. Он изучил море, знал его во всех состояниях и с необыкновенной легкостью изображал его. Этому способствовал творческий метод импровизационной работы, усвоенный им с первых шагов в искусстве. Этот метод в сочетании с рядом специфических черт дарования, какими был наделен от природы Айвазовский, позволил ему работать с изумлявшей его современников свободой и простотой.

Благодаря счастливому сочетанию многих врожденных особенностей дарования ему удалось достичь той высоты мастерства и выразительности своих произведений, которые выдвинули его в первые ряды маринистов.

Море издавна стало в народной мысли и чувствах синонимом свободы. В море олицетворялись сила и мужество, море звало к стойкому противоборству, рождало жажду борьбы.

Таким море отражено в образах народного искусства, как «свободная стихия» оно вошло в русскую поэзию, таким показал его нам в своем творчестве Айвазовский.

Издревле Черное море называлось Русским морем. Волны его бороздили корабли русских торговых людей из Сурожа и других причерноморских городов. Шум черноморских волн слышен в ритме повествования «Слова о полку Игореве».

Айвазовский ощущал морскую стихию в тесной связи с жизнью своего народа. Ему были понятны и дороги люди, чья деятельность была связана с морем. Смолоду он был близок великим русским флотоводцам и стал другом всех моряков, прославив своим искусством их ратные подвиги в борьбе за могущество родины.

Патриотическим пафосом овеяно искусство Айвазовского. Он живо откликался на общественные явления, волновавшие передовые круги русского общества. Айвазовский остро реагировал на освободительную борьбу малых народов и содействовал ей, пропагандируя ее своим искусством и оказывая денежную помощь повстанцам.

Перед глазами Айвазовского прошла трагически окончившаяся жизнь многих выдающихся людей первой половины XIX века: Пушкин, Гоголь, Федотов, Иванов, Шевченко и многие другие стали жертвой деспотического режима николаевской эпохи. Смолоду он видел, как угнетали передовых людей условия их жизни, как тяготило их бесправное положение и грубый произвол. С первых шагов в искусстве он сам едва не пал жертвой произвола, и это не могло не повлиять на его решение быть как можно дальше от Петербурга. По окончании Академии и командировок Айвазовский навсегда поселился в Феодосии.

Отрешившись от многих материальных благ, которые сулил ему Петербург, он в Феодосии обрел то, о чем могли только мечтать лучшие люди России, — относительную независимость и свободу творческого труда. Надо было иметь много здравого смысла, настойчивости, а главное, мужества, чтобы поступить так, как сделал это Айвазовский. Жизнь Айвазовского ни в какой степени нельзя рассматривать как явление типическое в условиях николаевской России, она была скорее редким исключением и, надо думать, удалась только потому, что Айвазовский помимо всего прочего обладал большим дипломатическим тактом.

Силой Своего ума и таланта Айвазовский создал необыкновенные по тому времени условия жизни и труда, которые обеспечили полное развитие и расцвет его дарования. Его искусство, его слава предоставляли ему возможность жить в любом месте мира, но он ни разу не помыслил об этом и был верен своей Феодосии. Он рано полюбил скупую, суровую красоту природы родных мест и никогда не изменял ей ради пышной нарядности южнобережной природы, В результате его деятельности Феодосия быстрее многих других крымских городов встала на путь экономического и культурного развития.

В своем искусстве Айвазовский воспринял и творчески воплотил особую, трудноуловимую прелесть природы Восточного Крыма. Он ощутил привлекательность не только его узкой приморской полосы, изобилующей красивыми заливами, окаймленными причудливыми силуэтами гор. В его творчестве появляются картины, написанные среди горных долин, отмеченные чертами классического и героического пейзажа. В этих произведениях Айвазовского заложены основные элементы искусства художников, вышедших из его мастерской; часть из них позднее составила своеобразную группу мастеров "киммерийского" пейзажа. Основным мотивом их искусства было изображение природы крымских предгорий и Приазовья, где в древности обитали „киммерийцы".

Не раз Айвазовский затрагивал, а иногда и блестяще воплощал в живописные образы совершенно новые темы. Одной из них было изображение широкого приволья южнорусских степей. Их красота, воспетая Гоголем, вдохновляла Айвазовского на создание произведений, полных своеобразия и поэтичности. Много раз по пути из Феодосии в Петербург, он проезжал по древним, чумацким трактам. Природа Украины очаровала Айвазовского, и он, первый в те годы, воплотил ее в пленительных живописных образах. Айвазовский был первым выдающимся русским художником, которого в пятидесятых годах приветствовала группа чугуевских живописцев. Среди них был Илья Репин, ставший позднее великим русским живописцем.

Айвазовский не замыкался в рамки маринистической живописи. Природа новых мест обогатила его искусство. Он любил предгорья Кавказа, напоминавшие ему родные места; он был потрясен величием цепи кавказских гор и блеском снежных вершин. Посетив Армению, художник спустился в Араратскую долину. Впервые в русской живописи им был создан большой цикл картин кавказской природы, отличавшихся не только высоким живописным мастерством, но и большой познавательной ценностью.

Детство Айвазовского прошло в Феодосии. В формировавшемся сознании впечатлительного ребенка глубокий след оставило своеобразие жизни многонационального приморского города. Это воспитало в его натуре черты своеобразного интернационализма, не раз отмечавшееся самим художником.

Айвазовский любил свою родину. Он отдал ей шестьдесят три года творческого горения и непрерывного труда, оставив огромное наследие — шесть тысяч работ.

Айвазовский пережил две эпохи в развитии русского искусства, В начале творческого пути его приветствовали Пушкин, Брюллов, Глинка, Гоголь. В 70-х годах он воспринял реалистическое искусство прогрессивной группы художников-передвижников и стал в первые ряды мастеров реалистического пейзажа. В эти годы его искусство получило высокую оценку Крамского, Репина, Стасова и многих других выдающихся представителей русской культуры.

Айвазовский прошел огромный путь совершенствования, создав самые вдохновенные произведения в конце своей жизни. Это поддерживало его в постоянном творческом состоянии и сообщало ясность мысли и оптимистическое содержание радостному труду. Он смолоду определил свое место в искусстве и шел прямым путем непрерывного развития, Айвазовский прожил завидно долгую трудовую жизнь, не зная старческого увядания чувства, мыслей и мастерства.

Море постоянно влекло Айвазовского. Его шум, свежий упругий морской ветер поднимали в творческом воображении образы, полные пафоса борьбы и мужественного противоборства. Его родная морская стихия будила в художнике эмоции, какими, вероятно, были охвачены античные мастера, когда создавали бессмертный образ победоносной Ники.

В своем искусстве Айвазовский не знал ни сомнений, ни колебаний. В процессе работы он был всегда в том счастливом творческом состоянии, которое поддерживало в нем уверенность, что лучшая его картина — это та, над которой он работает в настоящий момент.

Живя в Феодосии, Айвазовский не замыкался в узкие рамки творческого труда. Смолоду его привлекала педагогическая деятельность, и до глубокой старости он хлопотал о создании художественного центра на юге России, постоянно обучая молодых художников в своей мастерской.

Айвазовский с детства привык различать черты давно отшумевшей жизни в черепках старинной посуды, в обомшелых архитектурных обломках и позеленевших монетах. Памятники старины будили его воображение, его манили найденные в прахе веков предметы археологии. Однажды он произвел большие археологические раскопки в Феодосии, обогатившие историческую науку находками золотых украшений IV века до нашей эры совершенно исключительной художественно-научной ценности, уникальными даже среди коллекций Государственного Эрмитажа. И в этом трудном деле, совершенно для него необычном, ему сопутствовала редкая удача.

У себя на родине Айвазовский создал картинную галлерею, которая в нашу советскую эпоху стала самым крупным собранием его произведений. Занимаясь всесторонним исследованием творчества Айвазовского, галлерея собирает материалы для выяснения многих обстоятельств жизни художника, сопутствовавших развитию его искусства. В результате многолетнего исследования творчества Айвазовского в настоящее время появилась возможность более полно и правильно рассказать о жизни и творчестве этого удивительного художника и замечательного человека.

К списку книг

Следующая глава


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»