|
1-2-3-4
2 мая 1946 года закончились работы по восстановлению всего дома и помещений картинной галереи. В торжественной обстановке после пятилетнего перерыва Феодосийская галерея была вновь открыта для посетителей.
О том, какое значение для советского народа и, в частности, для жителей г. Феодосии имели восстановление дома Айвазовского и открытие галереи, ярко свидетельствуют многочисленные выступления в печати. В научном архиве ФКГА собрано свыше 65 статей, очерков, заметок, напечатанных в центральной, областной и местной прессе. После восстановления продолжался рост картинной галереи и дальнейшее расширение ее фондов. Поступило 583 новых художественных произведения1 , что дало возможность значительно расширить экспозицию.
Второго мая 1950 года по всей стране широко отмечалось пятидесятилетие со дня смерти И.К. Айвазовского. Во многих музеях и картинных галереях в этот день читались доклады и лекции о великом маринисте. В Москве, в выставочном зале Союза советских художников СССР, была открыта выставка картин И.К. Айвазовского, на которой демонстрировалось 117 работ. К выставке был издан иллюстрированный каталог. В Третьяковской галерее также экспонировались картины Айвазовского из фондов галереи. В Русском музее в Ленинграде была организована выставка картин И.К. Айвазовского из частных собраний (29) и расширена постоянная экспозиция путем включения работ Айвазовского, хранившихся до этого в фондах.
В Феодосийской картинной галерее была проведена научная конференция, на которой были зачитаны доклады о жизни и творчестве И.К. Айвазовского и о его выдающихся современниках. На конференции выступили представители делегации научных, учебных, общественных учреждений Феодосии и Симферополя, а также прибывший представитель политуправления Черноморского флота, который, отмечая заслуги Айвазовского перед русским военно-морским флотом, сказал: «...Военные моряки Черноморского флота вместе со всей общественностью чтят память о величайшем русском художнике-маринисте Иване Константиновиче Айвазовском. Иван Константинович всю свою творческую деятельность посвятил морской живописи. На много численных полотнах Айвазовский, как патриот своей родины, отражал славные подвиги русского военно-морского флота с древнейших времен и до тех боев, современником которых он сам был.
Иван Константинович жил морем, кораблем, дальними плаваниями и боевыми походами. Каждая победа русских на суше и на море радовала Ивана Константиновича и вселяла ему мысль изобразить на полотне все величественное, боевое, славное, связанное с морем. И ему удавалось запечатлеть все выдающиеся события из жизни нашего военно-морского флота. Он прославлял русских героев-моряков за то, что они отважно отстаивали нашу Родину. Он написал большую картину, на которой показал беспримерный подвиг брига «Меркурий».
Айвазовский был современником Синопского боя, которому он посвятил две картины. Знаменитый «Наваринский бой», картина «Бой парохода-фрегата «Владимир» и многие другие полностью, правдиво раскрывают исторические события.
Особое место в творчестве Айвазовского занимает Севастопольская эпопея 1854—55 гг., которая не умрет в веках, как немеркнущая слава русского оружия. Он приезжал в осажденный Севастополь, чтобы лично наблюдать жизнь его героических защитников и запечатлеть в живописи борьбу севастопольцев...
Творчество Айвазовского глубоко уважают и любит на флоте. Наши молодые флотские художники-маринисты во многом учатся у него.
Мы от души желаем советским художникам в дальнейшей деятельности значительно расширить круг тем, сохранить в своих произведениях яркость впечатлений, полученных в годы войны, и сочетать их с упорной борьбой за дальнейшее повышение своего мастерства.
Нет сомнения, что наши советские художники-маринисты в своей творческой работе приумножат славные традиции Ивана Константиновича Айвазовского и дадут новые полотна, популяризирующие флот великой морской страны Советов...» Перед конференцией состоялся митинг граждан г. Феодосии и гостей — участников конференции на могиле И. К. Айвазовского. После митинга были возложены венки на могилу «Первого почетного гражданина г. Феодосии», а также у памятника художнику возле картинной галереи.
В связи с этой датой галерея подготовила и опубликовала ряд работ, а центральные издательства выпустили цветные репродукции с отдельных картин Айвазовского2 . По предложению ФКГА, Министерство связи СССР выпустило цветные почтовые марки с портретом Айвазовского, с изображением картин «Девятый вал» и «Черное море». Галерея составила для ТАСС статью о значении творчества И.К. Айвазовского. Статья была передана для публикации в республиканских и областных газетах.
1 Эти новые картины по разным руслам поступали в ФКГА главным образом в первый год после освобождения Крыма. В результате розысков из Симферополя сразу поступило 180 работ К.Ф. Богаевского. Многие граждане сами приносили в галерею по нескольку картин, из которых часть была приобретена. Группа картин поступила из Феодосийского краеведческого музея. Комитет искусств РСФСР передал галерее папку с 60 рисунками И.К. Айвазовского. Часть работ К.Ф. Богаевского, вывезенных из его феодосийской мастерской в Германию, была возвращена после окончания войны в Симферопольский областной краеведческий музей, и оттуда они поступили в ФКГА. 2 Были напечатаны следующие издания: «Айвазовский» (монография), Крымиздат, 1950 г.; «Айвазовский», Массовая библиотека, изд. «Искусство», М., 1950 г.; «Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского» — иллюстрированная брошюра, изд. «Советский художник», М., 1950 г.
1-2-3-4 |