Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

IV. Заграничная командировка. Страница 3

1-2-3-4-5

Выставка картин Айвазовского, посланных в Петербург, имела большой успех. Автор статьи «Выставка Академии художеств в 1842 г.» пишет: «Обратимся сначала к Айвазовскому. Картины его производят особенное впечатление: он глубоко чувствует природу, превосходно уловляет игру и перелив ее тонов. Это талант необыкновенный. Айвазовский чувствует море страстно, всем существом своим...» 1

Такое отношение к искусству Айвазовского становилось повсеместным. Ф. Чижов писал из Италии: «Более всех пользовалась нынче общественным вниманием мастерская г. Айвазовского...»2.

В начале лета 1842 года Айвазовский отправился в Лондон и Париж для знакомства с состоянием искусства и с музеями в этих городах.

Тогда же он решил еще раз совершить более длительное путешествие в Париж, чтобы; поработать там.

В письме Айвазовского В.И. Григоровичу рассказано о впечатлениях от поездки: «Венеция, 8/26 октября 1842 г.

Не знаю, куда писать Вам, добрейший Василий Иванович... Я уже два месяца как в Венеции. После четырех месяцев вояжа отдыхаю в этом тихом городе. Я много рисовал здесь, писал этюды, а теперь когда погода портится немного, то начинаю писать картины и довольно сложные. Много уже у меня есть: конченных. Меня просил Тервиз, у которого галерея довольно знатная, и я ему написал две картины и еще другому. Все, что я теперь напишу, хочется выставить в Париже и потом послать в Петербург, если на это будет согласие. Я очень доволен, что сделал этот вояж, я теперь лучше могу видеть свои недостатки и прочие. В Голландии я видел много чудного, в Лондоне много маринистов... В Париже я остался только 25 дней, успел увидеть все значительное и много хорошего...»3.

Осенью 1842 года Айвазовский просил разрешить ему поездку в Париж, на что последовало, распоряжение «находящемуся ныне в Венеции художнику Айвазовскому [дозволено} выставить несколько больших картин с морскими видами на имеющей быть в Париже выставке и самому ему провести там несколько месяцев для дальнейшего усовершенствования в морской живописи»4.

Из этого документа следует, что Айвазовский был послан в Париж, чтобы на предстоящей в Париже выставке представить своими работами русское искусство.

«При всем пристрастии к своим отечественным талантам... парижане с живейшим сочувствием отнеслись к произведениям русского художника. Французские газеты осыпали их восторженными похвалами. Перед картинами Айвазовского толпились многие тысячи любопытных зрителей. Он был единственным представителем русской живописи на выставке в Лувре. Присужденная Айвазовскому французским институтом золотая медаль 3-го класса была достойной и справедливой наградой»5.

Выдающийся французский художник О. Берне, отмечая успех искусства Айвазовского во Франции, сказал ему: «Votre talant fait honneur a votre pays»6.

В Париже Айвазовский пробыл около шести месяцев — с 7 июля по 24 декабря 1842 года, а затем отправился в Лондон. Обратный путь в Италию он совершил морем через Лиссабон, Кадикс, Малагу, Гренаду, Марсель.

Во время путешествия по Испании на пути из Гренады в Малагу с Айвазовским произошел характерный для того времени несколько романтический случай, который он запомнил на всю жизнь. Айвазовский с попутчиком ехал ночью по скучной горной дороге в экипаже. В пути они были настигнуты обозом, от которого отделились три мрачного вида фигуры. За поясами у них поблескивали пистолеты и широкие ножи. Один из повстречавшихся забрался на козлы к вознице, а двое других следовали по сторонам экипажа.

Сидевший на козлах после мирной беседы с возницей, получив от него несколько монет, соскочил на дорогу и сделал знак своим спутникам. Те перелезли через ограду, отделявшую дорогу от виноградников, но вскоре вернулись к экипажу, предложив путникам «с весьма любезной улыбкой несколько кистей превосходного винограда».

На другой день Айвазовский узнал, что они встретили в пути бандитов и что дело могло бы принять другой оборот, если бы извозчик заупрямился.

В Португалии и Испании Айвазовский успел сделать много карандашных зарисовок: тут и виды прибрежных городов, и рисунки отдельных зданий, прекрасно вкомпонованных в пейзаж, и среди всего один рисунок, изображающий бой быков. Вероятно, это зрелище поразило нашего мастера, а в образе тореадора он увидел нечто героическое — недаром по возвращении в Италию он дважды позировал своему другу, художнику В.И. Штернбергу, в костюме тореадора7.

Среди четырех портретов, написанных с Айвазовского в Риме, прежде всего обращает внимание портрет работы А.В. Тыранова, написанный в 1841 году.

Этот портрет относится к числу лучших работ, Тыранова и вместе с тем является первым по времени мастерски написанным изображением Айвазовского, и поэтому он представляет двойной интерес.

Айвазовскому в ту пору шел двадцать пятый год. Тыранов изобразил его сидящим на стуле в свободной, позе. Лицо повернуто в три четверти, вдумчивые карие глаза смотрят на зрителя. На портрете Айвазовский не по годам солиден: окладистая подстриженная густая борода делает его старше своих лет. Живой блеск глаз, мягкая улыбка, тронувшая красивые губы, раскрывают внутренний мир художника.

Почти одновременно с Тырановым Айвазовского написал итальянский художник, имя которого пока не выяснено, В его работе Айвазовский изображен примерно в той же позе, что и у Тыранова, но только на плечи его наброшен плащ, скрывающий фигуру художника, Этим художник несколько романтизировал облик Айвазовского.

Совершенно иного порядка были два портрета, написанные акварелью В.И. Штернбергом.

Друг Айвазовского Штернберг передал нам в этих портретах образ веселого, живого юноши, каким, естественно, был Айвазовский в те годы. На одном портрете Айвазовский изображен в костюме тореадора, видимо, привезенном им из путешествия по Испании» На нем короткая куртка, раскрытая на груди, сдвинутая набок шляпа, короткие чулки и открытые туфли. Художник показан как бы на арене, на виду у народа, перед опасной схваткой.

На другой акварели он изображен стоящим у парапета, на фоне моря; голова повернута в профиль, взгляд устремлен вдаль. Вся осанка складной фигуры, чуть приподнятая голова, разворот плеч выразительно говорят о молодой удали, задоре, готовности к противоборству и упорной целеустремленности.

Штернбергу удалось передать, в лице Айвазовского и во всем его образе черты, вызывающие чувство симпатии к художнику8.

Подводя предварительные итоги своего трехлетнего пребывания в командировке, Айвазовский отметил, что к концу 1843 года им было написано свыше пятидесяти больших картин» Значительная часть этих работ осталась за границей9.

Хотя дошедшие до нас картины этой поры составляют не больше одной четверти всех написанных им в Италии и, возможно, самые удачные работы времени командировки остались за границей, все же и то, что дошло до нас, дает основание для вывода, что Айвазовский, действительно оказал за четыре года необыкновенные успехи и справедливо считался, уже в то время, лучшим из маринистов в Европе.


1«Отечественные записки», т. 25, отд. II, 1842, стр. 25.
2 «С.-Петербургские ведомости», 9 октября, 1842 г., № 228.
3 Письмо В.И. Григоровичу. Конец письма не сохранился. Отдел рукописей Государственной Публичной библиотеки имени M.Е. Салтыкова-Щедрина, ф. М.Л. Вакселя, д. № 57.
4 ЦГИАЛ, д. № 85, 1839 г., л. 84 и об.
5 «Автобиография», «Русская старина», 1878, т. 22, стр. 436. На выставке 1843 года Айвазовский показал картины «Море в тихую погоду», «Ночь на берегу Неаполитанского залива» и «Буря у берегов Абхазии с изображением русского корабля, останавливающего черкесскую кочерму».
6 «Ваш талант прославляет Ваше отечество», газета «Одесский вестник», 19 и 22 июня 1846 г., № 49 и 50.
7 Одна акварель хранится в Феодосийской галлерее, вторая — в Музее изобразительного искусства Армянской ССР. В.И. Штернберг (1818—1845) — ученик Академии художеств по классу профессора M.Н. Воробьева — был другом Айвазовского. В 1840 году они вместе были откомандированы за границу. Написал ряд пейзажных и жанровых картин на Украине и оставил большое число рисунков из быта Украины и Италии. Из всех художников 30—40-х годов он один оставил портреты М. Глинки и А. Иванова, сделанные карандашом с натуры в самую интересную пору их жизни. Он же написал два акварельных портрета Айвазовского в молодости, Умер Штернберг в Италии в 1845 году, двадцати семи лет. Одновременно с Айвазовским и Штернбергом в Италии был их друг И.А. Монигетти (1819— 1878), в дальнейшем известный архитектор, автор проекта здания, где в настоящее время помещается Музей В.И. Ленина в Москве. Жизнь не раз сводила Айвазовского с другом юности Ипполитом Антоновичем Монигетти.
8 Первая акварель — в музее Армении, вторая — в Феодосийской галлерее.
9 Список картин Айвазовского за время с 1840 по 1843 год.

1840 год. В Венеции: «Буря на море», «Монастырь Сан-Лаццаро», «Лунная ночь». В Неаполе: «Севастопольская эскадра на неаполитанском рейде» (у брата короля Неаполитанского), «Амальфи», «Сорренто», «Неаполитанский флот» (у короля Неаполитанского), «Буря ночью» (разыграна в .лотерею и выиграна г-ном Лаурно), «Буря» (у короля Неаполитанского), «Шквал на море» (у графа Гурьева), «Морской вид» (у герцога Монтсбелло), «Буря близ Капри» (у г. Халахова), «Неаполитанская ночь» (у князя А.М. Горчакова). Последние четыре картины были на выставке в Риме.

1841 год. Два вида Неаполя (у графа Зубова), «Сцены на Неаполитанском рейде» (у г. Энглафштейпа, была на выставке в Риме), виды Неаполя (у генерала Бартона), то же (у лорда Молле). Несколько малых картин в Неаполе: «Амальфи» и «Соррснто» (во дворце Александрии), «Капри при луне» и «Веккпя» (там же).

1842 год. В Риме: «Ночь в Неаполе» (у князя Витгенштейна), «Утро в Неаполе» (у графа Тышкевича), «Неаполитанская ночь» (у И.М. Толстого; была на выставке в Петербурге), два вида Неаполя (куплены в Вену), «Окрестности Неаполя» (у г. Васильчикова), «Неаполитанские виды» (у княгини-Долгоруковой), «Хаос» (у папы Григория XVI), морские виды (у княгини Гагариной), «Лазурный грот» (у великой княгини Марии Николаевны), то же (куплен в Англию), «Морской вид» (у профессора Бруни), то же (у г. Григоровича). В Лондоне: Неаполитанские виды (куплены там же). В Венеции: «Лунная ночь» (у великой княгини Марии Николаевны), «Монахи ладзарситы» (у г. Давыдова), «Вид Венеции» (во дворце в Александрии; была на выставке в Париже и в Петербурге), «Вид Венеции с Лидо» (во дворце в Александрии), «Буря» и «Тишь» (у банкира Тревизо), «Венецианский вид» (куплен в Триест). В Париже: «Буря» (у князя Белосельского-Белозерского), то же (у государя-императора), «Лаго Маджиоре» (у князя Витгенштейна).

1843 год. «Утро» или «Ночь» (у Дюран-Рюэля), «Буря» и «Тишь» (куплены в Америку). В Кадиксе: «Буря» (у русского генерального консула г. Кесслера), то же (куплена в Англию). («Русская старина», — 1878, гл. VIII, стр. 63.)

Три марины этой поры: «Неаполитанский залив в лунную ночь» (1842), «Кораблекрушение» (1843) и «Неаполитанский залив при восходе солнца» (1843) — находятся в Феодосийской галлерее. Три картины находятся в Центральном хранилище музейных фондов в Ленинграде, и среди них высокопоэтическая и блестящая по выполнению «Венеция» (1842). Три картины находятся в Русском музее, одна — в Музее Татарской АССР, и одна — в Грозненском музее.

Существующие в настоящее время наименования картин не полностью совпадают с наименованиями в списке.

1-2-3-4-5


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»