Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Заключение. Страница 1

1-2-3

Заслуги Айвазовского в искусстве были признаны всем миром — он был избран членом пяти академий художеств: Петербургской, Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской. Однако ценность его творчества измеряется не тем успехом, какой имело оно при жизни художника, но в еще большей степени тем широким народным признанием и значением, какое приобрело оно в наши дни.

Айвазовский написал огромное количество картин — шесть тысяч! Это количество картин указано самим Айвазовским в письме к H.Н. Кузьмину.

При жизни художника они в основной массе приобретались частными лицами, коллекционерами, и лишь незначительная часть попадала в художественные музеи, очень малочисленные в те времена.

Н.П. Собко в «Словаре русских художников» отметил 675 известных ему картин Айвазовского, написанных с 1835 по 1894 год и находившихся в России.

Картины Айвазовского рассеяны буквально по всему свету. Они имеются в России, во всех странах Европы, в Китае, Индии, Японии, в странах Америки. Большое количество картин было приобретено в Петербурге, где чаще всего он устраивал выставки.

В отдельных статьях, посвященных Айвазовскому еще при жизни, неоднократно подводились итоги его творчества, и всегда они были огромны. Начиная с ранней молодости наряду с классными заданиями он всегда успевал написать к академическим выставкам несколько картин.

Воспоминания современников Айвазовского, подкрепленные результатами изучения его метода и техники, дают основание к заключению, что даже над картинами значительных размеров Айвазовский работал не более трех-четырех дней.

Перерывов в работе у него, по существу, никогда не было. Исключительная преданность художника искусству и труду никогда не оставляла Айвазовского: где бы он ни был, в каких бы условиях ни находился — он всюду стремится писать и писал свои картины, большие и маленькие.

Таким образом, указанное количество картин вполне реально и близко к истине, несмотря на кажущуюся невероятность их числа.

Творческое наследие Айвазовского неравноценно. Это отмечалось неоднократно при его жизни, но надо решительно отвергнуть существовавший взгляд, что якобы лишь в первой половине жизни Айвазовский создавал произведения высокого мастерства и значительно снизил его во второй половине жизни, когда он будто бы только повторял себя, теряя все лучшее, отличавшее его в молодости.

Знакомство с его творчеством в том широком объеме, в каком это стало возможно в наше время, заставляет отвергнуть эту возникшую еще при жизни Айвазовского ложную версию.

Действительно, можно проследить заметную грань, хронологически проходящую между 60-ми и 70-ми годами и разделяющую творчество Айвазовского на две почти равные половины. Это членение основано не на внешних, формальных признаках, как принято полагать, а на существенных изменениях в самых основах его восприятия и в содержании его произведений.

Произведения второго периода свидетельствуют о том, что творчество Айвазовского совершенствуется, крепнет, обогащается и, что особенно важно, приобретает все более ярко выраженные реалистические черты.

Лучшие свои работы, реалистические по восприятию, Айвазовский написал как раз во второй половине жизни. Никогда ранее Айвазовский не поднимался до таких вершин искусства, как в картинах «Черное море» (1881) и «Среди волн» (1892).

Но вместе с тем правильно и то, что наибольшее количество неудачных работ Айвазовского падает тоже на вторую половину его жизни. Объясняется это многими причинами, а также и тем, что традиции классического мастерства, какими питалось творчество Айвазовского в первой половине жизни, которые не утратили своей значимости и в нашу эпоху, создавали тот высокий уровень его искусства, какой даже самым незначительным по содержанию его картинам придавал ценность мастерски выполненных работ. Этого нельзя сказать о некоторых работах второй половины жизни, когда законченность картины, ее высокая профессиональная качественность иногда подменялись широкими замыслами, не всегда воплощенными в равноценную, мастерски выполненную форму.

В какой-то мере это можно объяснить и тем, что в конце жизни Айвазовский все чаще пишет картины огромных размеров, что противоречит импровизационному методу, каким они написаны.

С представлением об импровизации связано быстрое, мимолетное воплощение неожиданно возникших художественных образов в поэтическое, музыкальное или живописное произведение.

В музыке импровизировались обычно романсы, ноктюрны, прелюдии; в поэзии — сонеты, посвящения, эпиграммы и тому подобные небольшие по форме произведения. Никому не могло прийти в голову импровизировать симфонию, сонату или поэму или крупное живописное произведение.

И вместе с тем огромные размеры некоторых картин Айвазовского вполне оправданы тем, что его всегда влекло к темам грандиозным, величественным, которые, естественно, требовали соответствующих масштабов холста.

Снижение живописного качества отдельных картин Айвазовского объяснить можно и тем, что на вторую половину его жизни падает основная масса картин, несвойственных ему жанров, например: «Возвращение со свадьбы», «Данте указывает художнику на необыкновенные облака», «Встреча Венеры на Олимпе», «Путешествие Нептуна по морю», и ряд других работ.

Появление неполноценных работ можно объяснить и тем, что Айвазовский иногда повторяет самого себя. А так как его искусство повышенно эмоционально, то при повторениях, естественно, притуплялась именно эта сторона его произведений, и в результате получились картины пониженного качества.

В натуре Айвазовского, в его отношении к искусству была одна своеобразная черта. Он был глубоко убежден, что его последняя работа та, которая стоит на мольберте в мастерской и над которой он сейчас трудится, что это и есть самая лучшая его работа.

Поэтому он выставлял все, что выходило из-под его кисти. В результате на выставки попадали такие картины, которые не рискнул бы показать ни один художник, не обладающий и сотой долей его дарования и мастерства.

И, что удивительно, выставив такие неудачные работы, он как будто не замечал их недостатков и, несмотря на отрицательное отношение к ним окружающих, посылал их на выставки за границу. Так было с картиной «Встреча Венеры на Олимпе» (1895), которую после петербургской выставки Айвазовский послал на выставку в Берлин. Вместе с тем эта черта его характера позволила ему до глубокой старости сохранить молодость души и неистощимую любовь к своему искусству.

Предыдущая глава

1-2-3


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»