|
Советском Союзе созданы музеи нового типа, которые, наряду с хранительскими и научно-исследовательскими задачами, выполняют большую массово-просветительную работу.
В дореволюционной России музеи являлись главным образам «хранилищами» памятников искусства. Редкие случайные посетители не могли самостоятельно разобраться в массе выставленных диковинных предметов и картин непонятного содержания и выходили из музея, подавленные сознанием ограниченности своих знаний. Так же обстоит дело и в большинстве современных европейских музеев.
В нашей стране ценность музея измеряется не только редкостью и высоким качеством выставленных экспонатов, но в равной степени и масштабами, в каких музей проводит массовую культурно-просветительную работу, и характером этой работы.
Советские музеи стали подлинно народными учреждениями. Вся их работа направлена на созда¬ние условий, при которых выставленные коллекции были бы доступны, понятны и интересны широкому кругу посетителей, способствовали бы их развитию, поднятию их культурного уровня.
Как правило, большая часть посетителей советских музеев обслуживается специально подготовленными экскурсоводами. В галереях можно приобрести путеводители, листовки, каталоги, помогающие разобраться в выставленных экспонатах. Во многих музеях работают специальные лектории, где посетитель может прослушать лекцию по вопросам искусства.
Наш народ неизмеримо вырос. Давно прошло то время, когда надо было вести упорную разъяснительную работу по привлечению посетителей в музеи. Сейчас наиболее популярные советские музеи испытывают затруднение обратного порядка — невозможность пропустить всех желающих посетить музеи и предоставить им экскурсоводов. Об этом красноречиво говорят тысячные очереди у Третьяковской галереи и у прочих музеев. И нет человека в этой очереди, который не знал бы имен Сурикова, Репина, Шишкина, Айвазовского и ряда других выдающихся русских художников; и нет человека, который не был бы знаком с их произведениями, если не в подлинниках, то хотя бы по репродукциям, открыткам или по массовой искусствоведческой литературе.
То, что было создано народным национальным гением, но было в старом мире искусственно оторвано от народа, заперто во дворцах, особняках и родовых имениях и являлось собственностью привилегированной кучки капиталистов,— стало подлинно народным.
В.И. Ленин говорил: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их»1. В наше время эти мысли претворены в жизнь. Народ стал хозяином своей национальной культуры. Искусство и музей, как хранилища произведений искусства, стали важным средством политического и духовного воспитания трудящихся.
В 1955 году исполняется 75 лет со дня организации Феодосийской картинной галереи им. И.К. Айвазовского. Организованная в числе немногих художественных учреждений еще в дореволюционной России, она прошла, длительный и сложный путь развития. Созданная по воле ее основателя И.К. Айвазовского, она с момента своего возникновения служила просветительным целям.
Выставочная деятельность Айвазовского была очень велика и всегда носила широкий общественный характер. Неутомимая жажда творчества, какую испытывал Айвазовский на протяжении всей жизни, была отличительной чертой его дарования. Незадолго до смерти Айвазовский сказал: «Я очень много в этом году написал, 82 года заставляют меня спешить...»
Трудно, невозможно представить себе Айвазовского работающим без горячего желания как можно скорее показать свои картины народу. Айвазовский принял участие на ста одиннадцати художественных выставках причем большинство этих выставок были персональными. Если принять во внимание, что творческая деятельность Айвазовского продолжалась 63 года, то получается, что он участвовал в двух выставках ежегодно.
При обычной очень невысокой посещаемости выставок в дореволюционной России, выставки картин Айвазовского пользовались неизменным огромным успехом, на них бывали сотни тысяч людей.
Айвазовский был как бы единомышленником Л.Н. Толстого, который полушутя сказал, что его не интересует работа, рассчитанная меньше, чем на сто тысяч читателей.
Айвазовский не мог не страдать, зная, что его картины, побывав недолго на выставках, приобретались коллекционерами и скрывались в недоступных для народа дворцах и особняках. Чтобы не все созданное художником ушло после его смерти от народа, Айвазовский охотно уступал свои картины в музеи. В тех же целях Айвазовский завещал свою картинную галерею со всеми картинами, какие в ней были в день его смерти, городу Феодосии.
В послереволюционные годы Феодосийская картинная галерея получила возможность развернуть и углубить свою работу. Популярность ее неизмеримо возросла. По ценности собранных в галерее коллекций, по характеру и объему проводимой в ней работы она занимает одно из видных мест среди других музеев страны. Обычная летняя посещаемость галереи в выходные дни колеблется в пределах 1000 человек, а в 1954 году был день, когда галерею посетил 1361 человек. Это всего в десять раз меньше воскресной посещаемости самых больших советских музеев — Третьяковской галереи и Государственного Эрмитажа, при несоизмеримости Фео-досии с Москвой и Ленинградом.
Деятельность периферийной картинной галереи могла принять такие масштабы только в условиях социалистического общества. В советской стране в невиданный еще в истории короткий срок осуществлена культурная революция, перспективы которой были открыты учением Ленина о гигантском взрыве творческой энергии народных масс, раскрепощенных пролетарской революцией.
«Раньше весь человеческий ум, весь его гений,— говорил В.И. Ленин,— творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации. Мы это знаем, — и разве во имя этой величайшей исторической задачи не стоит работать, не стоит отдать всех сил? И трудящиеся совершат эту титаническую историческую работу, ибо в них заложены дремлющие великие силы революции, возрождения и обновления» (Соч., т. 26, стр. 436).
1 Клара Цеткин. Воспоминания о Ленине, М., Госполит-издат, І955, стр. 14.
|