Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
Главная > Книги > Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского > Наиболее значительные произведения в галерее

Наиболее значительные произведения в галерее. Страница 1

1-2-3-4-5-6

Заслуги Айвазовского в искусстве были признаны еще при жизни художника: он был избран членом шести Академий художеств. Его картины рассеяны буквально по всему свету. Из Петербурга, где художник чаще всего устраивал свои выставки, приобретенные любителями картины попадали во все страны Европы, в Китай, Индию, Японию, в страны Америки.

Однако ценность искусства Айвазовского измеряется не только тем успехом, какой оно имело при жизни художника, но и тем значением и широким народным признанием, которые оно приобрело в наши дни.

После Великой Октябрьской социалистической революции, сделавшей сокровища искусства подлинным достоянием народа, в результате большой работы, проделанной советскими музеями по выявлению и приобретению художественных произведений, в музеи поступило много картин, в том числе и Айвазовского.

В советских музеях и картинных галереях зарегистрировано 790 произведений Айвазовского: из них в Феодосийской картинной галерее — 389, в Государственном Русском музее — 62, Государственной Третьяковской галерее — 21, картинной галерее Армении — 22, Одесской картинной галерее — 22.

По словам Айвазовского, им написано около 6000 картин. Нет оснований сомневаться в правильности названного им размера творческого наследия, несмотря на его невероятную величину. В отдельных статьях, посвященных художнику еще при жизни, неоднократно подводились итоги его творчества, и всегда они были огромны.

Уже в ранней молодости, учеником, наряду с классными заданиями, Айвазовский всегда успевал написать к академическим выставкам несколько картин. Если число дней всей его творческой жизни сопоставить с количеством написанных им картин, то получается, что на работу над каждой картиной он затрачивал в среднем по три дня. Перерывов в работе у него по существу никогда не было. Исключительная преданность искусству и трудолюбие никогда не оставляли художника; где бы он ни был, в каких бы условиях ни находился, он всюду стремился писать и писал свои картины, большие и маленькие.

Айвазовский прожил большую творческую жизнь. Его искусство в процессе развития, естест¬венно, претерпело изменения: картины восьмидесятых — девяностых годов существенно отличаются от того, что написано в сороковых — пятидесятых годах.

Яркий представитель русского романтического направления в 40—50-е годы, донесший до рубежа XX века романтические заветы К.П. Брюллова, И.К. Айвазовский, начиная с шестидесятых годов, становится на путь реалистического искусства и в лучших своих картинах достигает такого мастерства, до какого не поднялся ни один из маринистов того времени.

Начиная с шестидесятых годов прошлого века, в русском изобразительном искусстве зарождается и вскоре становится руководящим новое направление, которое впервые во всем мире с небывалой до того остротой ставит вопрос об идейной направленности искусства, об его прогрессивной общественной роли. Это искусство идейного реализма было возглавлено художниками-передвижниками. То, что незаметно накапливалось в творчестве первых художников-реалистов А.Г. Венецианова, П.А. Федотова и других, позднее, под влиянием прогрессивных идей, развитых в литературе Белинским, Добролюбовым, Чернышевским, вылилось в совершенно новое направление в живописи, названное критическим, или идейным, реализмом.

Русская живопись, как и литература, стала проводником передовых революционных идей. В.Г. Перов, Н.В. Неврев, В.В. Пукирев, И.М. Прянишников горячо откликнулись на волнующие общественные проблемы своего времени. Их картины поднимают вопросы социального неравенства, обличая и бичуя несправедливость современного им строя. Вершин своих русское реалистическое искусство достигло в творчестве И.В. Репина и В.И. Сурикова.

Наряду с этим изменила ход своего развития и русская пейзажная живопись. Саврасов, Васильев, Шишкин, а позднее Левитан, создали совершенно новое искусство русского реалистического пейзажа, близкое и понятное народу. Этих художников не привлекала нарядная, пестрая красота заморских стран: они глубоко полюбили и правдиво передали знакомые всем обыденные картины родной природы, и в этом их громадная заслуга.

По новому пути пошли и маринисты — Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбов и Р.Г. Судковский. Но ни один из них не был так богато одарен от природы, как Айвазовский, никому из них не удалось подняться до того уровня мастерства, какого достиг он в лучших своих созданиях.

Наиболее полное представление об искусстве Айвазовского, его творческом пути можно составить в Феодосийской картинной галерее, несмотря на то, что и в Третьяковской галерее, и в Русском музее собраны хорошие коллекции его картин.

В собрании ФКГА особую ценность представляет единственная по полноте коллекция графических работ Айвазовского (267 листов). Много и охотно рисуя с натуры во время путешествий, Айвазовский накопил в своих папках большой документально выполненный материал, питавший его творчество в течение всей жизни. Коллекция рисунков Феодосийской галереи ценна тем, что помогает раскрыть своеобразный метод работы художника. Графика Айвазовского значительно обогащает и расширяет наше привычное представление о его творчестве. Среди этих рисунков есть произведения, ярко отражающие основные изменения, происшедшие с годами в творчестве Айвазовского.

Собрание картин ФКГА раскрывает особенности живописи великого мариниста, позволяет установить основные этапы его творческого пути.

1-2-3-4-5-6

Предыдущая глава


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»