Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Наиболее значительные произведения в галерее. Страница 5

1-2-3-4-5-6

Совершенно особый интерес представляет последняя неоконченная картина И.К. Айвазовского «Взрыв турецкого корабля». На картине изображен один из эпизодов греко-турецкой войны шестидесятых годов.

Несмотря на то, что картина не закончена и не все детали ее содержания ясны, общая идея ее, а также аналогия с другими картинами Айвазовского говорят о том, что на ней изображен момент, когда греческим повстанцам удалось взорвать военный турецкий корабль и самим благополучно уйти от разрушительной силы взрыва.

В центре картины изображен большой военный корабль в момент взрыва, а справа намечен силуэт лодки, удаляющейся от корабля. Вдали легко написан гористый остров, у берега которого видны постройки города.

В галерее сохранились три эскиза к этой картине, сделанные карандашом на маленьких листках бумаги. В поисках композиции картины художник вписывал сюжет ее в вертикальный формат прямоугольника и в горизонтальный. Остановившись на удовлетворившем его формате, он в самых общих чертах перенес композицию на холст и приступил к живописи. Покрыв весь холст тонким слоем краски соответствующих оттенков для неба, воды, лодки, Айвазовский детально проработал форму корабля в момент взрыва, пламя взрыва и столб дыма над ним. Это — зрительный центр картины, и художник прежде всего и полнее всего стремится разработать основной сюжетный элемент картины, оставляя другие ее части в легком подмалевке. Для завершения картины Айвазовскому оставалось очень немного. Как всегда,на другой день он придал бы больше определенности форме лодки на переднем плане, изобразил бы в ней две-три фигурки и, может быть, чуть уточнил форму горы и городских построек на берегу моря, у ее подножья.

После всего он положил бы уверенными ударами острой кисти блики на волны — и картина была бы закончена.

Работу над этой картиной Айвазовский начал за несколько часов до смерти. Для завершения ее мастеру оставалось 2—3 часа работы, настолько ясно в подмалевке выражена основная сюжетная и живописная идея картины. Интерес к ней у художников и исследователей творчества Айвазовского, а в известной степени и у всех посетителей галереи значительно повышается тем, что картина не окончена и на ней совершенно ясно виден процесс ее создания и метод, каким работал Айвазовский. Сохранилась палитра с остатками красок, которыми Айвазовский писал последнюю свою картину «Взрыв корабля». Вместе с палитрой у картины выставлены кисти, муштабель и мольберт художника. Небольшая палитра орехового дерева, видимо, долго служила Айвазовскому. На ней сохранились после работы над подмалевком последней картины остатки следующих красок: белая, смесь неаполитанской желтой и кадмиума оранжевого, кадмиум оранжевый, следы охры желтой, охры красной, киновари, черная1 , ультрамарин, зеленая (цвета перманента или кобальта зеленого темного), следы сиены натуральной и неаполитанской желтой.

Краски занимают примерно половину наружного ободка палитры, где обычно они располагаются художниками. Порядок расположения красок следующий: белила, неаполитанская, охра желтая, кадмиум оранжевый, охра красная, случайный след киновари, черная, ультрамарин, зеленая, дальше следы какой-то смеси цвета умбры натуральной, в которой просматриваются следы сиены натуральной2.

Пространство, на котором обычно смешиваются краски на палитре, вычищено и вытерто тряпкой. Повидимому, для работы над последней картиной Айвазовский пользовался пятью красками, кроме белой и черной.

Широко прописано небо, дальний план, гора с намеченными домами города у моря и море с лодкой на переднем плане, наполовину обрезанной рамой. В центре композиции — большой военный корабль в момент взрыва.

Пламя и дым взрыва детально проработаны. Для изображения этой части картины Айвазовский пользовался неаполитанской желтой и охрой красной, прибавляя к ним белую и черную краски. Смесью этих двух цветов — охры красной и неаполитанской, утемняя и усветляя ее белой и черной, художник изобразил разнообразные по форме клубы дыма и очень правдиво передал цвет пламени взрыва. Силу цвета не очень ярких красок он значительно повысил холодным сине-зеленым цветом вечернего неба, которое написано ультрамарином, неаполитанской и очень небольшой примесью окиси хрома, черной и белой. Этим же цветом, с добавлением охры красной в местах отражения пламени, прописано и море.


1 Черная краска на палитре Айвазовского до сих пор, по истечении 55-ти лет, сохранила эластичность. Возможно, что это разновидность асфальта очень темного тона.
2 У И.К. Айвазовского была своя система расположения красок на палитре. Художник К.К. Арцеулов, внук Айвазовского, рассказал, что он спросил однажды Ивана Константиновича, располагает ли И.К. краски на палитре в каком-нибудь определенном порядке или как придется. На это Айвазовский ответил: «Что делал бы пианист, если бы клавиши на рояле располагались не в порядке, а как придется?».

1-2-3-4-5-6


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»