Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Наиболее значительные произведения в галерее. Страница 6

1-2-3-4-5-6

Лодка на переднем плане намечена смесью охры красной и черной. Преднамеренная цветовая ограниченность палитры позволила художнику писать очень быстро. Цвет картины был предрешен до начала работы подбором основных красок палитры; подбором желтой, красной и синей красок, необходимых для данного случая оттенков, художник как бы настраивал палитру на определенную цветовую гамму в нужной тональности.

Разрешив таким образом колористическую задачу, художник основное внимание при работе уделял лепке формы (учитывая, что композиция была предварительно найдена в эскизе). Это не исключало возможности получения большой цветовой насыщенности и богатства цветовых оттенков, какие Айвазовский умел извлекать из очень ограниченного подбора красок своей палитры.

Конечно, эта, может быть, единственная возможность проследить по оставшейся палитре в неоконченной последней картине процесс работы художника и установить краски, какими она написана, не дает основания для выводов о всей его многолетней творческой практике, но создает представление о материалах, какими работал Айвазовский в последний период жизни.

Сюжет этой картины Айвазовского также представляет большой интерес, так как в нем отражены мысли и чувства, владевшие художником в последние дни жизни, когда ему минуло 82 года. Картина имеет три названия: в большинстве каталогов она названа «Взрыв корабля», в монографии, изданной в 1901 году Ф. Булгаковым, — «Взрыв турецкого корабля» и в каталоге-программке, изданной вскоре после смерти Айвазовского, эта картина носит более точное название «Взрыв корабля у острова Крит». В этой картине, как и во многих других, Айвазовский еще раз вернулся к теме, которая занимала его творческое воображение на протяжении многих лет, — к теме борьбы малых народов за свою национальную независимость.

Освободительная борьба малых народов всегда волновала прогрессивные передовые круги русского общества. В сороковых годах в творчестве Айвазовского нашло яркое отражение восстание итальянского народа под руководством Д. Гарибальди против иноземных поработителей и внутренней клерикальной реакции. В шестидесятых годах борьба греческого народа против турок вызвала глубокий отклик в России: русский флот стал оказывать помощь восставшим. Айвазовский в ряде своих картин передал различные эпизоды сопротивления греческих повстанцев. В девяностых годах он написал цикл картин, изображающих беспощадное, варварское уничтожение армянского населения в Турции, стремясь показать «все ужасы турецкого варварства» и вызвать симпатии и сочувствие русского общества к малым народам.

В наши дни, когда идея освободительной борьбы малых народов стоит в центре внимания передового прогрессивного человечества и Советский Союз возглавляет миролюбивые народы, отстаивающие право всех народов мира на свободу и национальную независимость, идеи, волновавшие Айвазовского и нашедшие яркое отражение в его творчестве, идеи, подсказавшие ему содержание его последней картины, приобретают новый смысл и увеличивают наш интерес к этому замечательному художнику и незаурядному человеку.

1-2-3-4-5-6

Следующая глава


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»