Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Раковина

Триумф Венеры. 1740 г. Шведский национальный музей Раковина (праслав. гаку — «оболочка»; лат. area — рака) – в искусстве античности морская раковина (имелась в виду двустворчатая раковина «морского гребешка») -являлась символом морской стихии и атрибутом женских божеств. Слово «конха» (греч. konche — «раковина», лат. concha) значило женственное природное начало. А слово моллюск (лат. molluskus — «мягкий, мягкотелый») – эвфемизм, который употреблялся в поэзии для обозначения женских половых органов. Афродиту – богиню любви - изображали стоящей на пинне, то есть раковине морского гребешка (греч. pinna — «моллюск»).

Римляне также изображали богиню Венеру с раковиной, считая перламутр её божественной оболочкой.

В композиции «Триумф Венеры» морскую богиню изображают в виде Амфитриты, которая мчится в раковине. Её сопровождают гиппокампы, нереиды и тритоны, трубящие в специальные раковины. В сопровождении трубящих тритонов изображают и богиню Фортуну, нимфу Галатею и Посейдона. Песнь красоты. Сандро Боттичелли. Левая часть

Спиральные раковины, использовавшиеся как музыкальные инструменты, назывались кохлосами. «Кохлос» или Кокал – мифический сицилийский царь, с именем которого связана история о мастерстве Дедала, который сумел пропустить через спиральную раковину нить, привязав к ней муравья. В спиральной раковине Наутилуса усматривали образ Вселенной – модель космоса или «лунную спираль» - восходящее и заходящее Солнце.

В период Итальянского Возрождения исследователи архитектурных пропорций, в частности Л. Паччьоли, заметили, что отношение радиусов спиральной раковины Наутилуса можно выразить последовательностью чисел Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13). Центр подобной раковины считался «пупом мира».

В средние века шляпа, одежда и котомки паломников были украшены раковинами. Это связано с историей монастыря Мон-Сен-Мишель. В христианском искусстве ослепительно белая жемчужина стала символом чистоты Мадонны. Деву Марию в текстах акафиста называли «раковиной, обагрившей пурпурное одеяние Бога… жемчужницей, раковиной, принесшей Божественный жемчуг».

В искусстве раннего христианства можно встретить изображение Марии с раковиной над головой. Позже, в рельефах романского периода, раковина опирается по сторонам на две колонки. Поэтому есть предположение о постепенном слиянии этой символики с символикой полукруглого перекрытия алтаря – конхи (греч. konche — «раковина»).


Песнь красоты 2. Сандро Боттичелли. Правая часть
Песнь красоты 2.
Сандро Боттичелли.
Правая часть.

Песнь красоты 2. Сандро Боттичелли
Песнь красоты 2.
Сандро Боттичелли.

Песнь красоты 2. Сандро Боттичелли. Центральная часть
Песнь красоты 2.
Сандро Боттичелли.
Центральная часть.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»