Барбизонская школа
От названия франц. деревни Барбизон
Барбизонская школа – это группа французских мастеров, сформированная в 30 – 60 гг. девятнадцатого века. Основой живописи школы стал реалистический пейзаж.Название группы происходит от деревни Барбизон (Barbizon), находящейся во Франции возле леса Фонтебло – к юго-востоку от Парижа. В этом месте художники, вошедшие в группу, имели обыкновение работать. Благодаря этому их прозвали «барбизонцами».
Барбизонская школа сформировалась в условиях подъёма демократических сил, создания национального реалистического искусства, а также кризиса романтической и академической школы.
Образуя противовес условности и идеализации «исторического пейзажа» академистов и романтиков, культивировавших силу воображения, барбизонцы утверждали эстетическую ценность обычной французской природы – полей и лесов, горных долин и рек, деревень и городков в их обыденных проявлениях.
Барбизонцы последовательно создавали реалистическую систему картины-пейзажа, опираясь при этом на наследие голландской живописи семнадцатого века, а также английских пейзажистов, творивших в начале девятнадцатого века – Р. Бонингтона и Дж. Констебла.
И прежде всего последователи барбизонской школы были продолжателями реалистического направления французской пейзажной живописи восемнадцатого – первой четверти девятнадцатого века. Особенно в их живописи сказывалось влияние Ж. Мишеля, а также передовых мастеров-романтиков: Э. Делакруа, П. Юэ, Т. Жерико.
Барбизонцы освобождали пейзаж от привычных схем и норм, непосредственно изучая разные французские местности и внимательно наблюдая окрестные пейзажи. Художники барбизонской школы работали во многих районах Пикардии, Иль-де-Франса, Бургундии, Нормандии, Дофине, Оверни и пр.
Мастера данной школы стремились к индивидуализации пейзажей, к изображению различных состояний воздуха, света и природы. Они придавали важное значение одухотворённости пейзажа, художественному обобщению, эмоционально-зрительной цельности пейзажа, взаимосвязи природы с обычным бытом простых людей.
Обычно барбизонцы работали над этюдом или над картиной с натуры. В это время происходило интимное общение живописца с природой. Это сочеталось у мастеров школы со стремлением к эпической широте образа, порой впитавшего в себя своеобразный героизм и романтику.
Франциск I и Маргарита Наваррская. Р. Бонингтон
|
Колонна Св.Марка в Венеции. Р. Боннингтон.
|
Пашня. Дж. Констебль.
|