Иконография
Иконография (от греч. eikon — изображение, образ и grapho — пишу, рисую, черчу) – в изобразительном искусстве – строго регламентированная система изображения определённых образов или сюжетов.
Начало иконографических систем связывают с религиозным культом. В иконографии обязательно соблюдение определённых правил.
Вероятно, подобная позиция связана с необходимостью облегчить узнавание изображённого персонажа или сцены. Однако, скорее всего формирование данных правил вызвано необходимостью согласовать изображение с теологическими догматами.
В иконографии выделяют:
- иконографию Иисуса Христа;
- иконографию Богородицы;
- иконографию «праздников» в христианском искусстве;
- иконографию Будды и бодхисатв в буддийском искусстве.
В течение столетий, с обогащением искусства новым содержанием, изменялись и иконографические схемы. Развитие реализма, обмирщение искусства, развитие творческой индивидуальности живописцев в Европе в эпоху Возрождения сформировали предпосылки для свободы истолкования старых иконографических схем, а также появление новых, регламентированных намного менее строго.
Иконография в искусствознании – это систематизация и описание типологических схем и признаков, которые приняты при изображении каких-либо легендарных или реальных персонажей или сюжетов.
Иконографический метод сформировался в 1840-х годах в Германии и Франции, в качестве средства изучения искусства средневековья, его связей с литературными и религиозными событиями, его источников, через истолкование аллегорий, атрибутов, символики и проч.
В XIX – XX веке Н.П. Кондаков – русский историк искусства - применил иконографический метод для изучения византийских традиций в русском искусстве периода средневековья.
Э. Панофский – американский учёный – считает иконографию основой т.н. иконологического метода исследования сюжетной линии произведений искусства. Таким образом иконография помогает определить значение и смысл произведений искусства в контексте данной культуры, проявить отражённые в них черты миросозерцания.
Важно лишь не считать иконографию самоцелью, а сочетать её с разноплановым исследованием эстетических и социальных аспектов искусства. Лишь такой метод исследования даст ключ для верного понимания художественного произведения.
2) Иконография – совокупность изображения какого-либо лица. Например, портреты А.С. Пушкина.
Умиление Путиводительницы.
|
Иконография Святцы.
|
Иконография Пророка.
|