Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Лубок


(от слова "луб" - верхняя твердая древесина липы)

Шут Фарнос верхом на свинье (18 в.) Народная картинка – это графическое печатное произведение, которое характеризуется доходчивостью образов. Задумано для массового распространения. Выступает синонимом лубка. Присущи сдержанность и лаконизм художественных средств: характерен грубый штрих, яркая раскраска, ориентация на декоративность эффекта, примитивная техника.

Для народных картинок свойственна развёрнутость повествования – лубочные серии, лубочные книжки-картинки, зачастую – взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи.

Во время социально-революционных перемен лубок применялся в качестве публицистического оружия. Так во время Крестьянской войны и Реформации в Германии начали распространяться «летучие листки», во время Великой французской революции лубку также нашлось своё место в революционной пропаганде. Его основным предназначением было в предельно простой и доступной форме извещать о баталиях, событиях истории, поразительных природных явлениях. Таким образом он выполнял роль средств массовой информации.

В России девятнадцатого века к лубочным образам всё чаще обращались художники-профессионалы, которые мастерски его имитировали.

Мыши кота погребают (1760 г.) В России, к примеру, это был И.И. Теребенёв, А.Г. Венецианов, И.А. Иванов. Эти авторы создали раскрашенные офорты, которые были посвящены Отечественной войне 1812 года. Также были профессиональные художники, которые использовали в своём творчестве отдельные темы и приёмы лубка: О. Домье, Г. Курбе, Ф. Гойя.

Существует также восточный лубок – индийский, китайский, отличающийся яркой красочностью, которая изначально нередко имела магический смысл.

Приёмы лубка в современном искусстве были творчески переработаны В.В. Маяковским и другими деятелями революционного искусства. Лубок использовался ими для создания агитационных картинок и плакатов. Т.А. Маврина использовала его для иллюстрирования детских книг. Илья Муромец и Соловей-разбойник (18 век)

Русский рисованный лубок – это одна из разновидностей изобразительного примитива. Он имеет общие черты с живописным лубком, гравированным лубком, с искусством украшения рукописных книг, с росписью на сундуках, прялках, крестьянской бытовой утварью.

Возникновение и распространение лубка выпадает на середину восемнадцатого – девятнадцатого века, когда прочие виды изобразительного народного искусства уже прошли некоторый путь развития. Это – сравнительно мало изученная линия примитива.


Кот Казанской, ум Астраханской, разум Сибирской
Кот Казанской,
ум Астраханской,
разум Сибирской. 18 век.

Ловля кита в белом море (1760-е г.)
Ловля кита в белом море. 1760-е г.

Чудо лесное, поймано весною
Чудо лесное,
поймано весною.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»