Лубок
(от слова "луб" - верхняя твердая древесина липы)
Народная картинка – это графическое печатное произведение, которое характеризуется доходчивостью образов. Задумано для массового распространения. Выступает синонимом лубка. Присущи сдержанность и лаконизм художественных средств: характерен грубый штрих, яркая раскраска, ориентация на декоративность эффекта, примитивная техника.
Для народных картинок свойственна развёрнутость повествования – лубочные серии, лубочные книжки-картинки, зачастую – взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи.
Во время социально-революционных перемен лубок применялся в качестве публицистического оружия. Так во время Крестьянской войны и Реформации в Германии начали распространяться «летучие листки», во время Великой французской революции лубку также нашлось своё место в революционной пропаганде. Его основным предназначением было в предельно простой и доступной форме извещать о баталиях, событиях истории, поразительных природных явлениях. Таким образом он выполнял роль средств массовой информации.
В России девятнадцатого века к лубочным образам всё чаще обращались художники-профессионалы, которые мастерски его имитировали.
В России, к примеру, это был И.И. Теребенёв, А.Г. Венецианов, И.А. Иванов. Эти авторы создали раскрашенные офорты, которые были посвящены Отечественной войне 1812 года. Также были профессиональные художники, которые использовали в своём творчестве отдельные темы и приёмы лубка: О. Домье, Г. Курбе, Ф. Гойя.
Существует также восточный лубок – индийский, китайский, отличающийся яркой красочностью, которая изначально нередко имела магический смысл.
Приёмы лубка в современном искусстве были творчески переработаны В.В. Маяковским и другими деятелями революционного искусства. Лубок использовался ими для создания агитационных картинок и плакатов. Т.А. Маврина использовала его для иллюстрирования детских книг.
Русский рисованный лубок – это одна из разновидностей изобразительного примитива. Он имеет общие черты с живописным лубком, гравированным лубком, с искусством украшения рукописных книг, с росписью на сундуках, прялках, крестьянской бытовой утварью.
Возникновение и распространение лубка выпадает на середину восемнадцатого – девятнадцатого века, когда прочие виды изобразительного народного искусства уже прошли некоторый путь развития. Это – сравнительно мало изученная линия примитива.
Кот Казанской, ум Астраханской, разум Сибирской. 18 век.
|
Ловля кита в белом море. 1760-е г.
|
Чудо лесное, поймано весною.
|