Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Выставочная работа. Страница 3

1-2-3-4

Из года в год расширялся круг вопросов, исследованием которых занималась галерея. Дважды она опубликовала материалы, связанные с искусством не только Айвазовского, но и всего круга феодосийских мастеров: в 1928 году была издана брошюра «Художники Феодосии» и в 1929 г. — «Феодосийская картинная галерея Айвазовского — очаг живописной культуры в Крыму».

В течение ряда лет галерея проводит сбор и обработку материалов по теме: «Море в русской живописи». Накопленные материалы уже сейчас дают возможность более широко поставить вопрос о русской маринистической живописи и осветить творчество наиболее выдающихся мастеров в этой области искусства.

Издания ФКГА в послевоенные годы привлекли внимание советской общественности. Галерея получает многочисленные письма, где не только делаются различные запросы, но и сообщаются сведения о картинах Айвазовского и другие материалы, связанные с его жизнью и творчеством.

Все это оживляет работу галереи и помогает поддерживать связь с общественностью.

Перед ФКГА стоят большие задачи. Наряду с собирательской работой и с обычной популяризационной деятельностью — привлечением посетителей, увеличением выпуска литературы и репродукций и т. п. — галерея должна способствовать развитию советской маринистической живописи.

Айвазовский был основоположником, русской маринистической живописи. Передавая свой творческий опыт младшему поколению, он поднял интерес к изображению моря и южной природы и оказал влияние на большой круг художников.

Известный русский маринист А.П. Боголюбов в своем развитии испытал большое влияние Айвазовского. В картинах великого мариниста молодой Боголюбов увидел в первый раз такой блеск красок, что даже забыл своих иностранных учителей. «Синие, желтые, серые, белые и красные картины просто меня ослепили. Я увлекся ими... стал подражать»1.

Два других прославленных мариниста — Л. Ф. Лагорио и Р. Г. Судковский — также начали свой путь в искусстве, следуя за Айвазовским, который, к тому же, в феодосийской мастерской впервые познакомил Лагорио с живописью.

В основе искусства таких, казалось бы, далеких от творчества Айвазовского художников, как А. И. Куинджи и его ученик К. Ф. Богаевский, заложены черты, роднящие их искусство с творчеством Айвазовского. В их ранних работах это сказалось во внешних проявлениях: в том, что Куинджи свою конкурсную работу «Лунная ночь на море» написал по образцу и подобию произведений Айвазовского, а в гимназических альбомах Богаевского были рисунки, живо напоминавшие работы Айвазовского. Но связь искусства этих мастеров русского пейзажа с Айвазовским лежит глубже: в новом, своеобразном восприятии природы, впервые раскрытом в пейзажной живописи Айвазовским.

А. И. Куинджи и К. Ф. Богаевский по-новому воплотили в своих работах увлечение красотой стихийных явлений, которым было проникнуто все искусство их учителя.

В их творчестве есть отголоски мощного дыхания морской стихии, каким полны лучшие произведения Айвазовского.

И как бы далеки ни были украинские и северные пейзажи Куинджи и героические пейзажи Богаевского от творчества их первого вдохновителя, все же в основе их искусства лежит широкое восприятие природы, свойственное искусству Айвазовского. Их восприятие природы лишено интимно-лирических черт, оно ближе героико-эпическому мироощущению, и это в известной степени роднит и объединяет их с Айвазовским.

Этими мастерами, разумеется, не ограничивается круг художников, на формирование которых искусство Айвазовского оказало воздействие. В его феодосийской мастерской сложилось немало художников, посвятивших свое творчество изображению родной земли и Черного моря. Три внука Айвазовского: М. П. Латри, А. Э. Ганзен и К. К. Арцеулов, затем художники А. И. Фесслер, Э. А. Магдесьян и Г. 3. Башинджагян, упомянутый ранее Л. Ф. Лагорио — все они обязаны своим развитием плодотворному влиянию искусства Айвазовского. В основе ранних творческих опытов И. И. Шишкина и А. К. Саврасова тоже лежит искусство Айвазовского. Вопрос о воздействии творчества Айвазовского на большой круг выдающихся русских художников пока недостаточно изучен, но нет сомнения, что влияние его искусства на русских мастеров пятидесятых-семидесятых годов было гораздо шире, чем принято об этом думать.

Айвазовский широко и разносторонне разработал технику морской живописи, его творчество таит в себе огромный запас знаний, мастерства и опыта в изображении моря, обойти которые не может ни один маринист.

В работу ФКГА должна входить не только широкая популяризация искусства Айвазовского, но и специальная разработка вопросов, связанных с изучением техники его живописи, материалов и их применения в процессе работы, а также изучение особенностей его своеобразного творческого метода. Советские художники, посвятившие себя морской живописи, найдут в творчестве Айвазовского много ценного и поучительного.

Нашей стране нужны свои маринисты. Море у нас сейчас не то, каким оно было сто лет назад. Его воды бороздят другие корабли. Продолжая славные боевые традиции, хранящиеся во флоте, они покрыли себя неувядаемой славой в борьбе за свободу и независимость нашей советской Родины. Берега наших морей тоже не те, что были. На севере, где едва теплилась жизнь, вырастают новые города, на юге, где правом жить в своих дворцах пользовалась только привилегированная верхушка общества дореволюционной России, сейчас построены новые дворцы для отдыха трудящихся. Все это надо изобразить нашим советским маринистам. Их произведения должны пополнить коллекции советских музеев и стать доступными народу, должны яркими живописными образами рассказать о коренных изменениях, происшедших в нашей жизни. Их работы должны войти в собрание Феодосийской галереи и так же полно и талантливо отразить нашу советскую действительность, как сто лет тому назад изображал свою эпоху И. К. Айвазовский.

В развитии нашей советской маринистической живописи Феодосийская галерея призвана сыграть свою роль.

Творчество Айвазовского всегда занимало большое место в русском искусстве, но подлинно всенародное признание оно получило только при советской власти. Хорошие светлые чувства вызывает искусство Айвазовского в сердцах советских людей.


1 А. П. Боголюбов, Записки моряка-художника, 1856— 1857, «Русская старина», 1888, кн. 1.

1-2-3-4


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»