Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Феодосийская картинная галерея в дореволюционном прошлом. Страница 4

1-2-3-4

Не менее ярко иллюстрируется косность городской управы и таким эпизодом, описанным в свое время в местной феодосийской газете:

«Известный скульптор И. Гинцбург принес в дар нашему городу своей работы статуэтку И.К. Айвазовского, сделанную им за два года до смерти художника. При каких условиях г. Гинцбургу пришлось подносить свой дар, настолько характерно и оригинально, что требует подробного пересказа. Явившись со своим предложением в городскую управу, г. Гинцбург застал там заступающего место городского головы Ф.Г. Дуранте, к которому и принужден был обратиться со своим предложением. Ф.Г. Дуранте после некоторого раздумья счел нужным спросить, хороша ли статуэтка, а затем, получив в ответ, что статуэтка недурна, обещал подумать. На это г. Гинцбург заметил, что ждать ему в Феодосии некогда, что завтра он в обед едет в Коктебель, а потому просит разрешения завтра к 10 часам утра доставить статуэтку в галерею Айвазовского, где надеется встретить кого-либо из управы, кто бы мог ему указать место для статуэтки и помочь закрепить ее и установить. В ответ он получил: «Хорошо, хорошо, я подумаю». Когда по уходе г. Гинцбурга к г. Дуранте обратились его сослуживцы с указанием, что г. Гинцбург слишком известен, что дар его надо приветствовать, благодарить и необходимо его достойно встретить хотя бы в галерее, Ф.Г. Дуранте глубокомысленно заметил: «Я о нем ничего не знаю. По наружному виду он не похож на знаменитость, только вот лоб высокий. Об остальном я подумаю, а пока скажу, чтоб Фома не ходил на базар и завтра встретил его». Так и не удалось убедить г. Дуранте в том, что дело не в Фоме (сторож при галерее)1 .

К 10 часам утра г. Гинцбург был уже в галерее. Никого, кроме Фомы, там не было. Он прождал с полчаса, а затем обратился к случайно пришедшему г. Бржевскому (художнику-любителю, копиисту Айвазовского) с просьбой помочь ему укрепить статуэтку.

Интересно отметить, что г. Дуранте — тот самый, что замещал внуков Айвазовского в заведывании галереей».

За многие годы, с 1900 по 1917, галерея выпустила только одну листовку-каталог с перечнем выставленных картин, да местные фотографы продавали снимки с картин Айвазовского.

И все же народ посещал галерею, особенно летом. Старожилы рассказывают, что во время стоянки пассажирских пароходов в порту у дома Айвазовского выстраивались вереницы извозчиков, ожидавших посетителей галереи.

О значительном количестве посетителей в летние месяцы можно судить по размерам поступлений в кассу, доходившим до 600 рублей в месяц. Эти средства, по воле художника, находились в распоряжении Феодосийкого благотворительного общества и распределялись им среди наиболее нуждающихся граждан города Феодосии. Входных билетов в то время в галерее не существовало так же, как и установленной платы за посещение. На дверях была укреплена кружка-копилка. При выходе из галереи посетители опускали в нее деньги по собственному усмотрению.

Ближайшие родственники и благотворительное общество поддерживали память об И.К. Айвазовском, изредка устраивая в галерее литературно-музыкальные вечера, на которых читались воспоминания о жизни и деятельности Айвазовского, а также исполнялись музыкальные произведения любимых художником композиторов.

Вскоре после смерти Айвазовского возник вопрос о постановке ему памятника в Феодосии.

Для сбора денежных средств на изготовление и установку памятника была разрешена всероссийская подписка2 .

Сам факт возникновения идеи установки первого в России памятника художнику, разрешение открыть всероссийскую подписку и успешный сбор средств по этой подписке свидетельствуют о широкой популярности искусства Айвазовского и стойкой славе его имени в русском обществе.

После обсуждения ряда проектов Академия художеств утвердила эскиз академика И. Я. Гинцбурга. Памятник был им вылеплен и отлит в бронзе в 1914 году.

Срок установки и открытия памятника несколько раз менялся. Из-за первой мировой войны он был перенесен на 1917 год (столетие со дня рождения художника), позднее, в связи с революционными событиями, срок еще раз отодвинулся, и памятник был установлен уже в советское время.

С началом мировой войны 1914 года было решено вывезти коллекции картинной галереи в безопасное место, так как возможен был обстрел города вражескими кораблями с моря. Феодосийцы помнили бомбардировку города в январе 1878 года, когда один из тяжелых снарядов, посланных турецкими судами, разорвался в квартире Айвазовского3 .

В октябре 1914 года городская дума поручила хранителю картинной галереи Н.М. Лампси (внуку Айвазовского) перевезти все картины в Симферополь, где они хранились в здании офицерского собрания.

В начале 1917 года, в связи с приближавшимся столетием со дня рождения И.К. Айвазовского, в Феодосии собралось совещание лиц, заинтересованных в ознаменовании предстоящей даты. Была разработана программа мероприятий. Но из этой обширной программы было выполнено очень немногое: напечатана написанная В.Д. Гейманом биографическая справка-брошюра «И.К. Айвазовский» и отслужена панихида на могиле художника.

В марте 1918 года, с установлением советской власти в Крыму, стало возможным возвращение картинной галереи в Феодосию. По распоряжению представителя советской власти комиссара Черноморского революционного отряда матроса Федорова галерее был предоставлен специальный вагон, в котором картины были привезены в Феодосию.

В апреле 1918 года Крым оккупировали немецко-кайзеровские войска. Феодосийская городская управа, решив, что «наступило полное умиротворение», стала готовиться к открытию картинной галереи. Картины Айвазовского уже висели на своих местах, когда в Германии в ноябре 1918 года разразилась революция. Молодая Красная Армия двинулась на освобождение от германских оккупантов Прибалтики, Белоруссии, Украины и Закавказья. Под давлением частей Красной Армии начался быстрый отход оккупационных войск из Крыма4 .

Феодосийская управа, поняв, что ее дни сочтены, приняла срочные меры к тому, чтобы подальше припрятать «от большевиков» картины Айвазовского. Они были опять упакованы в ящики и в таком виде спрятаны под досками в сарае во дворе галереи.

Когда был разбит последний в Крыму ставленник мировой контрреволюции Врангель и советские организации приступили "к мирному строительству, картин Айвазовского не оказалось. Только через 16 месяцев после разгрома Врангеля они были разысканы и переданы феодосийскому Наробразу. Для этого потребовалось вмешательство ВЧК. И наконец 14 декабря 1922 года вновь была открыта уже национализированная картинная галерея, экспозиция которой, как и прежде, помещалась в одном зале и состояла из 49 картин, завещанных Айвазовским городу.


1 Должность сторожа была единственной платной должностью в галерее. Ее занимал в течение многих лет Фома Игнатьевич Дорменко. Он поступил в ФКГА еще при И.К. Айвазовском и проработал в ней до 1941 года. Постоянное общение с копиистами возбудило в Дорменко интерес к живописи, и он сам стал копировать, хотя и без особенного успеха, картины Айвазовского.
2 См. приложение I, № 4.
3 Время показало, что эта предосторожность не была излишней. 16 октября 1916 года на Феодосийском рейде стал немецкий крейсер «Бреслау» и в течение двух часов, в упор расстреливал открытый, ничем не защищенный город.
4 В одной из феодосийских газет, видимо, в последние месяцы немецкого хозяйничанья было напечатано следующее сообщение: «Германские солдаты не прекращают расхищения и продажи русского инвентаря и обстановки казарм, а также постелей, кроватей, снаряжений и прочего. В галерее Айвазовского вырублены рамы, окна и порублены на щепки скамьи. Жалобы городской управы коменданту оказались безрезультатными, он отказался вмешиваться».

1-2-3-4

Следующая глава


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»