|
1-2-3-4
Иван Константинович Айвазовский был инициатором и вдохновителем многих общественно-важных дел в своем родном городе. Его отношение к Феодосии является примером глубокой сыновней привязанности к городу, в котором он родился и прожил почти всю жизнь. Айвазовский открыл в Феодосии «Общую художественную мастерскую», в которой могли работать все, кто имел склонность к искусству; выстроил здание археологического музея; провел в город воду из своего имения. Своими археологическими раскопками 1853 года он прославил Феодосию и в научном мире, обнаружив в одном из восьмидесяти раскопанных курганов погребение с золотыми женскими украшениями работы античных мастеров IV века до нашей эры. Эта находка и в настоящее время является одним из лучших экспонатов особой кладовой Государственного Эрмитажа.
Айвазовский был инициатором постройки Феодосийского порта и проведения в город железной дороги.
Вокруг проекта строительства порта разгорелась длительная и упорная борьба между Феодосией и Севастополем, и только благодаря настойчивости художника спор был решен в пользу Феодосии.
Великий русский маринист стремился превратить свой родной город в очаг культуры на юге России. Поэтому он решил создать в Феодосии картинную галерею и завещал городу все картины, находившиеся в ней в день его смерти. В начале 1880 года Айвазовский приступил к постройке здания, а через полгода галерея была открыта. По времени открытия ФКГА1 — третья картинная галерея во всей нашей стране.
До открытия Феодосийской картинной галереи во всей России были доступны для обозрения только два художественных музея — Эрмитаж в Ленинграде (с 1852 г.) да Румянцевский музей в Москве (с 1862 г.). Даже такие крупнейшие сокровищницы русского искусства, как Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей, были открыты для народа лишь в девяностых годах XIX в. Вслед за ФКГА были организованы картинные галереи в Саратове (в 1885 г.), Нижнем Новгороде (в 1896 г.), Пензе, Харькове и немногих других крупных городах страны.
Здание картинной галереи примыкает вплотную к дому художника. Дом этот, выстроенный в 1845 году находится на самом берегу моря. Фасад его очень приятно выделялся среди городских построек спокойными формами, хорошо прорисованными наличниками окон и дверей. Во втором этаже по фасаду, выходящему к морю, расположены с небольшими интервалами три парадных зала, предназначенных для приемов. Во двор обращены небольшие жилые комнаты и помещения для гостей. В нижнем этаже были столовые, буфетные и еще ряд помещений и коридоров. Они низки, тесны, перебиты арками, сводами, но вся композиция их так ярка и самобытна, что вполне искупает допущенные при проектировании неудобства и конструктивные несуразности.
По архитектурному и декоративному оформлению дом построен в духе итальянских ренессансных вилл и назывался в Феодосии виллой Айвазовского.
На балконах дома стояли мраморные и керамиковые статуи, вывезенные из Италии; в нишах —мраморные статуи Венеры и Аполлона, а на кронштейнах — керамиковые аллегорические статуи символизирующие четыре искусства2 .
На парапетах крыши были установлены большие бюсты — слепки с античных скульптур Венеры Милосской, Геры, Геркулеса и др.
На барьере балкона над парадным входом в дом стояли два керамиковых грифона. На одном из балконов, выходивших к морю, Айвазовский соорудил фонтан, подобный бахчисарайскому фонтану слез3 .
Дом с одной стороны был ограничен берегом моря (в настоящее время — проспект Ленина), а с другой — руслом пересыхающей, быстро текущей во время дождей горной речки, превращенным в восьмидесятых годах в Галерейную улицу. Ничто не стесняла Айвазовского в планировании усадьбы. Часть ограды у главного фасада он вынес вперед, и за нею были посажены цветы, а посредине стоял небольшой мраморный фонтан 4 .
В 1880 году художник расширил дом, пристроив к мастерской огромный выставочный зал.
Здание картинной галереи строилось по планам, под наблюдением и на средства Айвазовского. Площадь пола главного зала без примыкающих к галерее помещений равнялась 260 кв. метрам. Размах, с каким приступил Айвазовский к этой постройке, размер здания, капитальность, солидность кладки его стен — все говорило о том, что это не обычная пристройка для временного хранения и накопления картин художника, предназначенных к посылке на выставки. Уже в те годы Айвазовский думал о том, чтобы в родном городе, которому он отдал столько сил и труда, его дом, его картинная галерея без него так же, как и при его жизни, были очагами культуры в Крыму.
Здание картинной галереи примыкало к мастерской художника и соединялось с ней переходом-балконом, откуда открывалась вся экспозиция галереи.
С противоположной от мастерской стороны зал кончался сценой, на которую вела широкая лестница. Сцена была построена в галерее потому, что в восьмидесятых годах в Феодосии не было ни одного городского общественного здания, клуба или театра. Картинная галерея, кроме основного своего назначения, выполняла разнообразные функции культурно-просветительного учреждения.
1 Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского в дальнейшем будет обозначаться принятым сокращением — ФКГА. 2 Айвазовский обычно привозил из путешествий различные скульптуры. Большей частью это были добротной работы садовые статуи, копии с античных скульптур, а иногда и подлинные античные изваяния. Однажды он привез три мраморных надгробия, которые передал в археологический музей. Одно из них — прекрасной работы V в. до н. э. 3 В настоящее время у парадных дверей дома Айвазовского (теперь вход в лекторий) установлены два античных мраморных льва, которые были подняты в начале XIX в. со дна моря около Тамани и доставлены в Феодосийский археологический музей. 4 Этот фонтан уничтожен фашистскими оккупантами.
1-2-3-4
|