Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Наиболее значительные произведения в галерее. Страница 2

1-2-3-4-5-6

Наиболее значительными для раннего периода картинами являются следующие: «Неаполитанский залив ночью» (1842 год) (написана Айвазовским во время заграничной командировки). На картине изображен восход луны над Неаполитанским заливом в тихую летнюю ночь. Художник показал широкую панораму. Вдали на горизонте легкий силуэтом высится Везувий; светлое прозрачное облачко дыма стоит над ним, сливаясь с облаками, окружающими луну. Слева на холмистом берегу лепятся дома Неаполя. На темном переднем плане справа мрачным силуэтом высится башня, а слева — группа роскошных пиний.

Вся картина смотрится как бы в просвет темного переднего плана. Это повышает эффект блеска луны, отраженного в легкой морской зыби, глубины далей и легкости и прозрачности небесного свода. Несмотря на классическую условность кулисного построения картины, в живописном раскрытии темы так ярко для того времени выражены реалистические черты, лунный блеск передан настолько правдиво, что прославленный английский маринист Тернер по поводу этой картины посвятил Айвазовскому восторженное стихотворение, в котором есть такие строки: «Прости меня, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною...»

Образы ночного моря у Айвазовского — это одно из самых поэтических изображений природы в живописи.

Вот, например, картина «Георгиевский монастырь» (1846 год). Высокие темные скалы встают из моря. На обрывистой горе видны постройки монастыря. Вдали, в туманной мгле, прорисовывается мыс Фиолент. Над горой поднимается луна. Ее свет отражен в легкой зыби. На переднем плане он рассыпался золотыми искрами, которые по мере удаления сливаются в сплошную золотистую «лунную дорожку». Сюжет картины очень прост. Все очарование ее таится в той неуловимой легкости и точности, с какой передана игра отраженного лунного света в воде и в легких облаках. Движение морской волны не поддается точному разложению. Благодаря острому восприятию, Айвазовскому удавалось улавливать его и передавать живой быстрой кистью с неподражаемой правдивостью.

Прелесть этой и многих других подобных картин в неповторимости быстротекущих эффектов освещения, которые очень сложно воспроизвести не только с натуры, но даже и при копировании.

Особое место в искусстве Айвазовского занимают картины на батальные темы. Они стали летописью героического русского флота, так как Айвазовский изобразил не только выдающиеся победоносные баталии, современником которых он сам был, но и главные морские бои, которые вел русский флот со времен Петра I.

В Феодосийской картинной галерее имеется значительная группа картин этого рода. Все они представляют большую художественную и познавательную ценность. Одна из них особенно выделяется своими высокими живописными достоинствами. Это картина «Чесменский бой», написанная в 1848 году. Борьба с Турцией, начатая при Петре I перво¬начально за обладание выходами к Азовскому и Черному морям, а затем за Крым и свободный доступ в Средиземное море, привела к войне 1768— 1774 гг. В этой войне произошел славный Чесменский бой.

Корабли Балтийского флота, пройдя Балтийское и Немецкое моря через Ламанш, обогнув Францию и Португалию, миновав Гибралтар и Средиземное море, пришли в Архипелаг. Это было в 1770 году.

В ночь на 26 июня они вошли в Чесменскую бухту, где стоял турецкий флот, и завязали с ним бой. В разгар боя к турецким кораблям были посланы 4 русских брандера. Одному из них, под командованием лейтенанта Ильина, удалось сцепиться с турецким кораблем, зажечь его, создать очаг пожара, который вскоре распространился на другие корабли. В результате сражения почти весь турецкий флот был уничтожен.

Адмирал Спиридов рапортовал в Адмиралтейств-коллегию о Чесменском бое следующее: «..честь Всероссийскому флоту. С 25 на 26 неприятельский военный... флот остановили, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили..., а сами стали быть во всем Архипелаге.. господствующими».

Картина Айвазовского «Чесменский бой» при первом взгляде может показаться похожей на изображение какого-то грандиозного фейерверка, так она мажорна по красочной гамме и так разрешена композиционно. И только на близком расстоянии раскрывается сюжет картины.

Возможно, что Айвазовский не знал о содержании рапорта Спиридова Адмиралтейству, но картина его является как бы живописным воплощением образного донесения адмирала.

В глубине бухты изображен взрыв турецкого корабля. В воздух со столбом огня летят обломки мачт, куски палубы — корабль превращен в огромный костер. Рядом в огне еще несколько вражеских кораблей. Отблеском пламени освещены постройки города, лежащего на склонах холма. На переднем плане слева-—обломки тонущего вражеского корабля, за них цепляются гибнущие матросы, а справа большой русский корабль, к которому, салютуя, подходит шлюпка с командой Ильина.

Холодные тона ночного неба подчеркивают яркость огненного колорита картины, усиливают его богатство и разнообразие. Луна, проглянувшая сквозь облака, кажется бледным пятном и едва отражается в водах залива. Так изобразил Айвазовский одну из самых замечательных побед русского флота.

1-2-3-4-5-6


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»