Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Наиболее значительные произведения в галерее. Страница 3

1-2-3-4-5-6

Высокого мастерства и блеска исполнении достиг Айвазовский в картине «Море» (1853 год). Огненным шаром солнце садится за мрачные утесы Карадага. Море взволновано... Волны широким размахом ложатся на отлогий берег переднего плана. Последние лучи солнца искрятся и дробятся в воде, подчеркивая живой бег волн.

На рейде отстаивается парусный корабль, видимо, перенесший бурю, а в глубине бегут по небу легкие облака и мерцает серебряный серп месяца. Вся картина пронизана ощущением какой-то тревоги, которая усиливается фигурой человека, бегущего по берегу.

При кажущейся обманчивой легкости выполнения, картина написана с применением различных тонко рассчитанных технических приемов. Местами в воздухе она написана alla prima — сразу, в один красочный слой, а местами, особенно в живописи переднего плана, Айвазовский применил сложный прием наложения лессировочного красочного слоя по предварительному подмалевку. В этой картине Айвазовский достиг большой артистичности. Тонкость выполнения отдельных деталей картины может быть полностью оценена только при разглядываний ее в лупу. Особенно поражает изображение передней носовой части корабля. Мелкие человеческие фигурки, прижавшиеся к борту корабля, порванные канаты оснастки развевающиеся в воздухе, воздушное пространство за кораблем — все это написано с поразительным мастерством, переходящим в виртуозность в лучшем значении этого понятия.

«Море» (1864 год). Бурная ночь. Недавно прошла гроза. В просветы туч проглянула луна, озарила дальний скалистый берег. Волны в стремительном беге разбиваются о камни, лунный блеск лег на кружево пены. Два путника присели на берегу и, как зачарованные, следят за движением волн, огоньком дальнего костра и шхуной, укрывшейся в бухте от непогоды.

Это одна из самых вдохновенных и поэтических картин Айвазовского. Написана она неторопливой послушной кистью великого мастера, глубоко познавшего и почувствовавшего полюбившуюся ему стихию и в совершенстве овладевшего живописным мастерством.

«Буря» (1865 год). Эта картина внешне близка к предыдущей. Так же по небу мчатся косматые тучи, в прорыве которых видна луна; почти так же бушует море. Но здесь художник изобразил не миновавшую бурю и море, прекрасное в послегрозовом волнении, а страшную, грозную стихию в момент, когда она разбивает большой парусный корабль и швыряет плот с бедствующими после кораблекрушения людьми, мужественно сражающимися с волнами. Картина полна движения, напряжения борьбы, она написана быстрой энергичной кистью, передающей порыв и душевную взволнованность мастера. Художник безусловно сознательно взял сравнительно большой размер, холста (269X195), чтобы ярче, выразительнее передать драматизм сюжета. Широта и некоторая бравурность выполнения картины очень хорошо отвечают творческому замыслу, а также ярко раскрывают особенности импровизационного метода, применявшегося Айвазовским.

Изображению неба в своих картинах Айвазовский придавал огромное значение. Пламенеющее золотом или пурпуром небо в предзакатный час создает в его картинах впечатление щедрого богатства природы. Такое небо Айвазовский изобразил на картине «На острове Крит» (у берегов Греции), написанной в 1867 году.

В 1867 году вспыхнуло восстание на острове Крит, находившемся в вассальном владении султана, но населенном греками. Сербия повела переговоры с Грецией о совместных действиях против турок.

Русская средиземноморская эскадра перевозила с острова в греческие порты семьи восставших, спасая их от турецкой расправы. Державы, за исключением Англии, высказывались за передачу Крита Греции. Поддержанная Англией, Турция отказалась идти на какие-либо уступки и стала беспощадно расправляться с восставшими. К концу 1868 года восстание было подавлено.

Все передовое русское общество с напряженным вниманием следило за освободительной борьбой греческого народа.

Айвазовский живо интересовался борьбой греческих повстанцев на Крите. Он изображал героические эпизоды и кровавую расправу с побежденными повстанцами. Ему были близки все, кто спешил на помощь восставшим.

В письме к П.М. Третьякову он писал по этому поводу: «...В настоящее время я занят картинами кандийского восстания1 . Окончил огромную одну, изображающую взрыв монастыря Аркадио (на острове Конд) и все ужасы турецкого варварства выставил на этой картине, как нельзя сильнее. Еще две картины кандийские, одна изображает, как наш фрегат принимает несчастных греков, а другая (ночью) — как греческий пароход «Известный» высаживает волонтеров на остров, сюжет живописный и как раз по душе».

Одна из картин, посвященных восстанию кандиотов, находится в Феодосийской картинной галерее. На ней изображена эвакуация греческого населения. По горной дороге к берегу моря спешат толпы беззащитных женщин, стариков и детей. Некоторые из них уже разместились в шлюпке и направляются на русский корабль, стоящий на рейде. Вооруженный повстанец прощается с родными.

Картина ярко отражает стремление Айвазовского драматизировать сцены прощания. Передний план занят группами мирных жителей, каждая группа имеет свой основной сюжетный мотив: одна изображает молодую обессилевшую женщину, которую несут на руках; в центре другой - седобородый старик, который не хочет покидать родную землю; третья группа изображает момент прощания повстанцев с родными. Эта картина выделяется не только яркостью раскрытия драматического содержания сюжета, но и чисто живописными достоинствами.

Айвазовский как-то сказал, что в воздухе, воде, лесах и камнях он всюду видит одни и те же тона. Он действительно часто ограничивал свою палитру настолько, что всю картину строил на сочетаниях двух-трех цветов. Это особенно часто встречается в его ночных маринах, где все построено на тонких тональных отношениях при очень обобщенной цветовой гамме.

В картине «На острове Крит» все действие развернуто на фоне очень яркого вечернего пейзажа. Справа высокие темносиние горы обрывом спускаются в море. Вершины гор окутаны синим облаком. Узкая тропинка сбегает с гор и теряется в отлогом берегу переднего плана. Яркое солнце опускается к горизонту, искрится и дробится в изумрудных волнах и пылает в легких облаках на небе.

Весь колорит картины построен на сочетании желто-оранжевого (неаполитанская с примесями) и синего (ультрамарин) цветов.

С неподражаемым мастерством Айвазовский «разлил» одни и те же цвета по небу и по земле и написал мажорную, очень яркую картину, пользуясь очень скупой палитрой. Он передал пространство— его облака плывут и тают в высоком небе — этими же цветами он написал каменистый берег переднего плана и передал трепетный свет на волнах.


1 Айвазовский называет остров Крит старинным наименованием — Конд, а греческих жителей острова — кандиотами.

1-2-3-4-5-6


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»