Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Наиболее значительные произведения в галерее. Страница 4

1-2-3-4-5-6

Ко второму периоду творчества Айвазовского относится небольшая голубая картина «Солнечный день», исполненная художником в один день 6 декабря 1884 года. Это одна из тех жемчужин, творческих удач, картин, написанных как бы одним взмахом кисти, которые говорят не только о высоком мастерстве художника, но и о жизнеутверждающей ясности его мировоззрения.

Полдень. Солнечным светом пронизаны воздух, гребни изумрудных волн. В мглистой дали угадываются контуры южнобережных Крымских гор, увенчанных Чатырдагом. На легкой зыби плывут корабль и пароход. Картина проста по исполнению и незамысловата по содержанию. И вместе с тем она прекрасно передает трудно уловимое состояние моря в ясный летний день, во время полуденного освежающего бриза.

К наиболее ярким реалистическим картинам Айвазовского, написанным в конце жизни, относится «Прибой у крымских берегов» (1892 год). Серые облака покрыли небо; оливково-мутные волны набегают на плоский берег. Ветер крепчает и клонит мачты двух кораблей, стоящих на рейде. Так выглядит Черное море у феодосийских берегов в холодный осенний день, когда дует суровый норд-ост. Огромный запас знаний позволял Айвазовскому передавать тончайшие оттенки в состоянии природы самыми простыми живописными средствами.

С высоким мастерством, тонким, прозрачным слоем краски написаны волны переднего плана. Айвазовский использовал очень простой по замыслу, но сложный в исполнении прием наложения красочного слоя, при котором белый грунт холста сквозит и светится сквозь краску, чем создается трудно передаваемое впечатление прозрачной воды.

Тонкая наблюдательность и мастерская передача бурного осеннего дня на море ставит эту работу в ряд лучших реалистических произведений художника.

На восьмидесятом году своей жизни Айвазовский написал одну из самых проникновенных своих картин — «Среди волн» (1898 г.), которую можно рассматривать как синтез всего его творческого пути. Художник изобразил бушующую стихию. Грозовое небо и бурное море составляют сюжет ее. Он отошел от обычных в своих картинах деталей в виде гибнущих кораблей, обломков мачт, затерявшихся в морском просторе.

Огромный холст разделен на две неравные части. Вверху узкая полоска темного грозового неба, с низко мчащимися над водой тучами. Вся остальная часть холста занята волнами бушующего моря. Они наступают от горизонта и, приближаясь к переднему плану картины, разрастаются до огромных размеров.

Всю картину по диагонали — слева направо — пересекает едва уловимый луч света, озаряющий центральную часть картины. Падая на воду, он придает прозрачность волнам. Всем композиционным построением, распределением света, группировкой волн Айвазовский выделил центр картины, где с особой яркостью показал движение разъяренных волн.

Картина не производит мрачного впечатления. Это достигнуто, главным образом, цветовым ее строем. Красочная гамма, в какой она написана, содержит все холодные оттенки серого, голубого, синего, зеленого, фиолетового цветов. В тоновом отношении картина охватывает всю шкалу от белого до черного. Это придает живописи большую силу, полноту тоновых отношений, холодная цветовая гамма сообщает картине тот бодрящий строй, какой мы в жизни ощущаем от близости свежих морских волн в ветреный летний день.

В композиционном построении этой работы есть черты, роднящие ее с «Черным морем»1: в обоих случаях изображено открытое море в ветреный день.

В трактовке сюжета картина «Среди волн» как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины «Черное море»: если в одном случае изображено только взволнованное море, то в другом — уже бушующее, в момент наивысшего, грозного возбуждения морской стихии.

Знаменательно, что и в такой момент Айвазовский не заставляет зрителя ощущать бессилие перед лицом вздымающихся волн. Луч солнечного света, рассекая картину, придает ее колориту мажорный цветовой строй, который, в связи с живым ощущением движения волн и натиска ураганного ветра, вызывает состояние приподнятости, какое пробуждают в человеке только великие произведения искусства.

Юношеской бодростью, силой, готовностью к борьбе веет от этой картины, написанной восьмидесятилетним художником. Есть нечто волнующее в представлении о том, как, стоя на высоких подмостках, пишет он картину огромных размеров; как с неподражаемым артистизмом, свободой и смелостью уверенной рукой кладет он краски на холст и создает образ, отвечающий вдохновенным стихам Пушкина.

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане
Средь грозных волн и бурной тьмы...
(А.С. Пушкин «Пир во время чумы»).

Надо было иметь неиссякаемый запас жизненных и творческих сил, чтобы в глубокой старости так хорошо, по-молодому чувствовать и творить, подниматься до таких широких обобщений в понимании природы2 .

В 1898 году, когда была написана эта картина, Айвазовский участвовал на двух выставках — в Москве и в Лондоне. В 1899 году он устроил большую персональную выставку картин в Петербурге, на которой выставил много работ последних лет, можно думать — все, что было в его мастерской. Вообще Айвазовский имел обыкновение выставлять все, что было им создано. И то обстоятельство, что он не показал лучшую свою вещь (чего Айвазовский не мог не сознавать) на одной из последних выставок, говорит о том, что картина сознательно была оставлена для Феодосии.


1 Картина Айвазовского «Черное море» хранится в Государственной Третьяковской галерее.
2 Есть основание предполагать, что И.К. Айвазовский, написав картину «Среди волн», тогда же решил оставить ее в Феодосийской галерее, может быть сознавая, что это одна из лучших вещей в его творчестве.

1-2-3-4-5-6


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»