|
1-2-3-4-5-6
В деловых письмах Айвазовского, относящихся к 90-м годам, встречаются места, ярко отражающие его душевное состояние, когда ему минуло семьдесят пять лет: «Пишу вообще с особенным удовольствием «Океан у берегов Ниццы» и, чтобы утолить жажду, напишу еще несколько»1.
В другом письме к Суворову, относящемся к началу 90-х годов, Айвазовский пишет о предстоящей выставке своих картин в Париже: «Картины все уже в Париже, их всех будет до 30, из которых 9 написаны года четыре, пять тому [назад], остальные 20 — в эти два года, которых еще никто не видел. Самая большая в 7 1/2 аршин длины «Последняя минута на океане», кажется, лучшая моя буря...»2.
В конце жизни Айвазовский обратился к портретному жанру, работая, однако, не по заказам, а изображая людей, ему близких. Он оставил изображения своих родителей, портреты дочерей, своего брата Г.К. Айвазовского, портреты А.И. Казначеева, И.А. Крылова, П.С. Котляревского и других.
Известные в настоящее время автопортреты Айвазовского тоже почти все написаны во вторую половину жизни художника. Портреты, написанные Айвазовским, не равноценны и обычно уступают его маринам. Но характерные черты оригинала всегда живо схвачены художником, передача портретного сходства давалась ему легко.
Многое в творчестве Айвазовского было связано с поэзией А.С. Пушкина. В «Автобиографии» и переписке он несколько раз возвращался к воспоминаниям о нем. Ко второй же половине творчества Айвазовского относятся все изображения А.С. Пушкина, обнаруженные до настоящего времени или известные по репродукциям.
Не менее десяти раз написал он А.С. Пушкина и совместно с И.Е. Репиным работал над известной картиной, изображающей Пушкина на берегу моря.
К. Чуковский записал, как Репин отозвался об этом портрете: «Дивное море написал Айвазовский... И я удостоился намалевать там фигурку»3.
Все известные изображения А. Пушкина, написанные Айвазовским, не исключая и того, которое написано вместе с Репиным, не являются портретами в общепринятом понимании. Всякий раз Айвазовский стремился показать не одно лицо Пушкина, но эпизод из его жизни, картину, в которой действующим лицом был бы любимый поэт. Кроме того, для Айвазовского образ Пушкина был неразрывно связан с природой Крыма, с Черным морем. Изобразив Пушкина на скалистом берегу, «там, где море вечно плещет», сочетав образ поэта со «свободной стихией», он значительно расширил и обогатил иконографический материал, относящийся к великому поэту. Особенно проникновенным, психологическим и глубоко выразительным является образ молодого вдохновенного Пушкина, мечтательно наслаждающегося поэзией лунной ночи (картина «А.С. Пушкин у скал Аю-Дага», Одесса).
С. Либрович в 1890 году записал: «Львиная доля всех до сих пор написанных картин на темы из жизни Пушкина принадлежит И.К. Айвазовскому»4.
В поздний период своего творчества Айвазовский охотно писал самого себя. В Феодосийской галерее находятся два его автопортрета во весь рост.
Живописные достоинства автопортретов Айвазовского не велики, и они представляют чисто мемориальный интерес.
В 90-х годах Айвазовский был полон творческих замыслов и сил.
Почти ежегодно устраивая выставки картин в России, Айвазовский в 1890 году опять открыл выставку картин в Париже, у Дюран-Рюэля. Все двадцать восемь выставленных картин были написаны им в течение последних трех лет. Автор пространной статьи по поводу выставки в газете «Le Temps.» (5 апреля 1890 г.) справедливо отмечал тяготение Айвазовского к изображению Черного моря: «Несмотря на то, что Айвазовский писал все моря: Средиземное у берегов Канн и Афин, Атлантический океан у Биаррица, — Черное море занимает главное место в его творчестве. Оно — самое близкое его сердцу».
Значение этой выставки было отмечено и на родине художника. В журнале «Гусляр» появилась статья, в которой сказано: «Выставка картин И.К. Айвазовского в Париже высоко подняла значение русской живописи в глазах французов. Почти все значительные парижские газеты отозвались с величайшими похвалами о произведениях нашего знаменитого мариниста и признавали, что у них нет и не было достойного ему соперника в морской живописи... Появились обстоятельные критические статьи, в которых сделана верная оценка особенностей дарования Айвазовского, ставящих его как художника-поэта чрезвычайно высоко между живописцами всех стран».
В 1892 году Айвазовский предпринял свое самое далекое путешествие — поехал в Америку и побывал в Нью-Йорке и Вашингтоне. Первоначально он предполагал совершить обширную поездку, посетить Всемирную выставку в Чикаго, но после двух месяцев пребывания в Америке, сославшись на какие-то дела на родине, не завершил намеченного плана. До поездки в Америку Айвазовский послал двадцать картин на выставку в Чикаго. В письме к И.И. Толстому он сообщает о подготовке к выставке5.
Особое внимание художника во время поездки в Америку привлек Ниагарский водопад. Сохранился (Феодосийская галерея) дорожный альбом, заполненный рисунками Ниагары. Позднее по этим рисункам Айвазовский в четырех картинах изобразил водопад с разных точек и при различном освещении: то днем, то при луне.
В альбоме Айвазовский сделал двадцать три рисунка с натуры, многие из них на развороте листа. Значительная часть рисунков «пройдена» пером тушью в мастерской. На некоторых рисунках есть записи, относящиеся главным образом к цвету воды и тоновым отношениям, наблюденным на месте.
Эту большую работу Айвазовский проделал на натуре, несмотря на то, что в его распоряжении были прекрасные фотографии Ниагары, которые он привез из Америки.
Очень красивый рисунок — «Очертание американского материка» — сделан Айвазовским с корабля на развороте второго альбомного листа. На рисунке надписи: «Terra Neuv. 1/13 октября 1892 г.» и «Новая Земля. Первый американский берег. 13 окт. 1892 г.». Тогда же он написал картину по этому рисунку.
Кроме альбомных рисунков Айвазовский в Америке написал несколько картин. Среди сохранившихся материалов есть один лист, вырванный из иллюстрированного журнала, на обороте которого очень схематично нарисован вид Нью-Йорка со стороны моря. По этому рисунку Айвазовский написал картину «Статуя Свободы и гавань в Нью-Йорке».
В Америке Айвазовский скоро затосковал. В одном из деловых писем конца 1892 года, связанных с организацией очередной выставки картин, он писал: «Жена ужасно тоскует, да и я тоже; пока был очень занят — не замечал, но теперь рад вернуться в Россию. Мне нужно побывать в Петербурге, поэтому, пожив три дня в Париже, отправлюсь прямо в Петербург»6.
Первую выставку своих картин Айвазовский открыл в Нью-Йорке.
1 ЦГЛА, ф. 459, ед. хр. 47, лл. 31—33 с об. 2 ЦГЛА, ф. 455, ед. хр. 47, лл. 47—48 с об. 3 Корней Чуковский, Репин. Воспоминания, «Искусство», 1945, стр. 4.
Пока известны следующие изображения Пушкина, написанные Айвазовским: 1. «А.С. Пушкин у скал Аю-Дага» «Там, где море вечно плещет», 1880; картина находится в Одесской картинной галлерее); 2. «А.С. Пушкин у гурзуфских скал» (1889; до Великой Отечественной войны картина находилась в Алупкинском дворце-музее); 3. «А.С. Пушкин у гурзуфских скал» (карандашный эскиз к предыдущей картине, находится в Феодосийской картинной галлерее); 4. «А.С. Пушкин с М. Раевской на берегу моря» (90-е гг.; находится в Куйбышевском художественном музее); 5. «Прощание А.С. Пушкина с морем» («Прощай, свободная стихия...», 1897; находится в Одесской картинной галлерее); 6. «А.С. Пушкин с М. Раевской на берегу моря» (90-е гг.; была в Государственной закупочной комиссии в 1950 г.); 7. «А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри» («Восход солнца»; иллюстрация в книге Ф. Булгакова, стр. 15); 8. «А.С. Пушкин на берегу моря» (местонахождение неизвестно); 9. «А.С. Пушкин среди скал» («Закат», 1877; частное собрание, Ленинград); 10. «Прощание Пушкина с Черным морем» (картина написана И.К. Айвазовским совместно с И.Е. Репиным в 1887 г., находится в Институте русской литературы Академии наук СССР в Ленинграде).
Интересны некоторые малоизвестные детали истории последней картины. 20 октября 1889 года И.Е. Репин и И.К. Айвазовский подали в правление Общества для вспомоществования нуждающимся сценическим деятелям следующее заявление: «Написанная нами картина «Прощание Пушкина с Черным морем», принесенная нами в дар русским драматическим артистам имп. с.-петербургских театров, и с минувшего сентября 26-го передана во временное пользование Общества для вспомоществования нуждающимся сценическим деятелям с тем, чтобы оно, выставляя означенное произведение наше в столицах и в других городах России, делало сборы в свою пользу. Вследствие сего покорнейше просим Общество по окончании выставок, не позже, однако, 1 сентября будущего года, картину эту передать собственникам ея — артистам петербургских театров».
24 января 1896 года Н.Ф. Сазоновым было получено письмо И.Е. Репина с припиской Айвазовского: «Многоуважаемый Николай Федорович. Ввиду выраженного желания некоторыми товарищами, Вашими артистами, продать картину «Пушкин на берегу Черного моря» в пользу Общества пособия выдающимся сценическим деятелям, я, со своей стороны, заявляю, что ничего не имею против, если Иван Константинович также согласен. И главный труд и инициатива этой картины принадлежит Айвазовскому, поэтому ему я предлагаю решающий голос. Глубокоуважающий Вас Репин».
И далее на том же листе: «Я, со своей стороны, совершенно согласен на продажу картины «Пушкин на берегу моря» с тем, чтобы вырученная от продажи сумма поступила в пользу богаделок при Театральном обществе. И. Айвазовский».
Л. Черейский в статье «Пушкин и Айвазовский» в курортной газете «Ялта», № 75 от 15 апреля 1959 г. приводит список четырнадцати работ Айвазовского, посвященных Пушкину. 4 Сигизмунд Либрович, Пушкин в портретах, Спб., 1890. Автор подробно описывает содержание известных ему пяти портретов А.С. Пушкина, написанных Айвазовским. 5 «Феодосия. 27 апреля. Милостивый государь граф Иван Иванович!
Согласно указанию Вашего сиятельства, я спешу заявить, что на предстоящую выставку в Чикаго я имею отправить следующие картины: две больших размеров, изображающие открытие Америки (пока без рам, длина каждой по 7 аршин и 59/10 вершка, а в рамах займет место 9 аршин длины и 7 аршин вышины). Третья картина, изображающая тоже Колумба, спасающегося на обломке мачты, в молодости, у берегов Португалии, мера с рамой в длину 5 аршин и в вышину около 4-х аршин. Еще две поменьше этих, тоже изображающие события из эпохи открытия Америки, а именно отправление Колумба из порта Палое и прибытие в Америку.
Каждая из этих картин с рамами, длина 3,5 аршина и вышиной около 2-х аршин.
Кроме этих пяти Колумбовских еще желал бы присоединить три картины небольших, каждая по 2 аршина длины и 1,5 вышины. Эти последние три в рамах будут уложены в отдельном ящике». Сохранилась и опись картин, составленная И.К. Айвазовским.
«Иван Константинович Айвазовский, профессор С.-Петербургской Академии художеств, уроженец г. Феодосии (в Крыму), посылает для выставки в Чикаго следующие свои произведения: № 1. «Корабль на пути в Америку, в момент, когда Колумб окружен недовольным экипажем, во время сильной бури». № 2. «Выход Колумба со свитой на берег острова Сан-Сальвадор». № 3. «Колумб в молодости спасается на мачте вследствие пожара на купеческом судне, сожженном венецианскими галерами, у берегов Португалии». № 4. «Прощание Колумба в порте Палое (в Испании) перед отправлением своим в путь». № 5. «Прибытие флотилии Колумба к берегам Америки». № 6. «Неаполь из Позилиппа, в лунную ночь». № 7. «Прогулка на гондоле в Венеции». № 8. «Парфенон в Афинах в древности». № 9. «Спасающиеся на лодке». № 10. «Гарибальди с гарибальдийцами на палубе парохода». № 11. «Ялта, утром». № 12. «Улица в Бахчисарае». № 13. «Буря у крымских берегов». № 14. «Лодка в бурю». № 15. «Фонарь на Мраморном море». № 16. «Константинополь с Мраморного моря». № 17. «Прибой на Азовском море». № 18. «Прибой на Черном море». № 19. «Ялта ночью». № 20. «Окрестности Малаги».
Феодосия 10 июля 1892 г. И. Айвазовский».
(ЦГИАЛ, ф. 789, оп. 11, 1891 г., д. № 80, ч. II, стр. 124). 6 Архив Третьяковской галереи.
Предыдущая глава
1-2-3-4-5-6 |