Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
Главная > Книги > Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) > VII. Шестидесятые-семидесятые годы

VII. Шестидесятые-семидесятые годы. Страница 1

1-2-3-4-5-6-7-8

Шестидесятые годы отмечены в творчестве Айвазовского многими крупными достижениями. К лучшим маринам, написанным им в этом десятилетии, следует отнести прежде всего картину «Море» (1864, Феодосийская галерея).

Бурная ночь. Недавно прошла гроза. В просвет туч выглянула луна и озарила море и дальний скалистый берег. Волны в стремительном беге разбиваются о камни. Алмазной россыпью легли лунные блики на кружево пены. Два путника присели на берегу и как зачарованные следят за движением волн, огоньком дальнего костра, мерцающим среди скал, и шхуной, укрывшейся в бухте от непогоды.

Эта картина настолько совершенна по мастерству живописи, что при описании ее нельзя не упомянуть о процессе ее создания и о живописных приемах, которыми она выполнена. Тончайшим красочным слоем, едва прикрывающим белый грунт холста, мастерски проложены глубокая лазурь ночного неба и мчащиеся по нему рассеянные послегрозовые тучи.

Они выполнены широко и свободно, чуть измененным в цвете и тоне красочным слоем и настолько вписаны в небесную лазурь, что в теневых местах как бы растворяются в ней. Луна ярко осветила края ближайших к ней облаков. Чтобы придать луне свойственный ей блеск И яркость, Айвазовский написал ее плотным красочным слоем.

Чтобы изобразить ореол лунного света, он круглой кистью вторцевал вокруг нее мельчайшие брызги светлой краски, такой же, какой написана сама луна.

Этот простой живописный прием в руках Айвазовского придал удивительную гибкость и разнообразие красочному слою в живописи неба, что сообщило большую жизненность изображению. Небо занимает большое место, и оно детализировано настолько, что задерживает наше внимание и является одним из основных элементов картины.

Иначе написаны скалистые горы, на которые почти не падает лунный свет. Они изображены темными обобщенными массами, более густым тоном, чем небо.

Несмотря на острый силуэт гор, их массы так связаны с живописью неба, что при всей их материальности они уходят вдаль, как это надо для общего живописного замысла картины. Скупая детализация их форм позволяет все же различить крутые срывы скал расщелины в горах и каменную россыпь у их подножия, на кромке прибоя. Море в той части, куда не проникает лунный свет, также написано очень широко. Лишь легкие удары кисти, намечающей формы воли, разнообразят живописную поверхность. Зато у берега, где разбиваются волны прибоя, Айвазовский во всем блеске и гибкости проявляет свое живописное мастерство.

Пронизанные лунным светом волны приобретают фосфоресцирующий оттенок и в меру прозрачны. Разбиваясь о прибрежные скалы, они быстрым потоком сбегают с камней, Для изображения всего разнообразия текучей массы морской волны, то разбивающейся о скалы, то спадающей с камней, то широким крылом ложащейся по прибрежному галечнику, Айвазовский имел много найденных в процессе творчества живописных приемов.

Он предварительно сочной, энергичной кистью пастозно пролепил формы скал на берегу и гальку у их подножия. Позднее по просохшему подмалевку он изобразил полупрозрачным слоем краски, не закрывая первоначальных прокладок, сбегающие потоки воды и детализировал формы скал.

"Камни и галька на берегу первоначально прописываются так же, как скалы. При этой предварительной работе определилась их форма и наметилась кромка прибоя, за которой живопись теряет рельефность; красочный слой становится ровным и гладким, таким, как этого требует изображение морской волны.

Поверх такого подмалевка следуют тонкие прописки, которыми уточняется рельеф берега и наносится едва уловимый след сбегающей волны.

Работа над картиной завершилась изображением лунного блеска на искрящейся поверхности волн. Этот этап работы, наиболее ответственный и трудный, протекал у Айвазовского быстро и уверенно. Бликами света на волнах он окончательно определил их форму и движение и сообщил всей живописи то неповторимое сияние и трепет, которые придали картине особое очарование. При завершающем процессе работы над этой картиной Айвазовский применил весь свой огромный опыт и знания.

В картине «Море» (1864) искусство Айвазовского достигло полного расцвета и блеска. Помимо высокого мастерства выполнения в этой картине Айвазовскому удалось передать сложное, трудноуловимое состояние природы.

Прошедшая гроза взволновала море. Оно в яростном кипении. По небу мчатся страшные косматые тучи. Но вся природа, озаренная лунным светом, полна послегрозовой свежести и тонкой прозрачности. Наступившее просветление природы вносит струю умиротворенности и в бешеный рев прибоя и в бегущие по небу «последние тучи рассеянной бури», Обычно очень быстрый в работе, Айвазовский писал эту картину так, что в ней отражено его душевное состояние. Ясно сознавая меру своего мастерства, он наслаждался процессом работы. Кладя мазок к мазку, ощущая, как гибка и послушна его кисть, как легко она передает едва уловимые ощущения его глаза и малейшие движения его души, он испытывал глубокое удовлетворение своим трудом и как будто не спешил положить последние мазки на полотно.

Очень ярко проявилась эмоциональность искусства и высокое живописное мастерство Айвазовского и в другой его картине, написанной через год, — «Буря на Северном море» (Феодосийская галерея). Эта картина внешне близка предыдущей. Так же по небу мчатся косматые тучи, в прорыве которых видна луна; почти так же бушует море. Но на этой картине художник изобразит не миновавшую грозу и море после бури, прекрасное в своей взволнованности, а страшную, грозную стихию в момент, когда она разбивает большой парусный корабль и швыряет плот с бедствующими после кораблекрушения людьми.

Картина полна движения, напряжения борьбы, она написана быстрой, энергичной кистью, передающей порыв и душевную взволнованность мастера. Художник, безусловно, сознательно взял сравнительно большой размер холста, чтобы ярче, выразительнее передать драматизм сюжета. Широта и некоторая бравурность выполнения картины очень хорошо отвечают творческому замыслу. В картине ярко раскрываются особенности импровизационного метода работы, каким она написана.

***

В 1867 году вспыхнуло восстание на острове Крит, населенном греками, но находившемся в вассальном владении султана. Сербия повела переговоры с Грецией о совместных действиях против турок. Русская средиземноморская эскадра перевозила семьи восставших, спасая их от турецкой расправы, с острова в греческие порты. Державы, за исключением Англии, высказывались за передачу Крита Греции. Поддержанная Англией, Турция отказалась идти на какие-либо уступки и стала беспощадно расправляться с восставшими. К концу 1868 года восстание было подавлено.

Айвазовский был живо заинтересован в победе греческих повстанцев на Крите. Он изображал эпизоды героической борьбы кондиотов, кровавую расправу с побежденными повстанцами. Ему были близки все, кто спешил на помощь восставшим.

Греческий народ, боровшийся за свою национальную независимость, вызывал сочувствие всего передового человечества. Этой борьбе, длившейся десятилетия, посвящен ряд произведений Айвазовского. Он написал «Приезд Байрона в Грецию», позднее в связи с восстанием греков на острове Крит создал еще ряд картин.

Предыдущая глава

1-2-3-4-5-6-7-8


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»