Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

VII. Шестидесятые-семидесятые годы. Страница 3

1-2-3-4-5-6-7-8

Айвазовский был глубоко огорчен положением армян в Турции, громил русскую политику и лично князя Лобанова - Ростовского1.

Широка и разностороння была помощь Айвазовского армянскому народу. Волна армянских беженцев из Турции разлилась по Кавказу, Крыму и югу России. Айвазовский предоставил в Феодосии в своем доме убежище для армян, попавших в Крым.

Все средства, поступившие с выставки картин на темы кровавых событий в Турции а также от реализации этих картин Айвазовский передал в фонд помощи наиболее нуждающимся армянским семьям. Вероятно, помимо этих средств он посылал деньги и непосредственно в Турцию, так как имеется благодарность Российского посольства в Константинополе, в которой Айвазовский извещается, что пожертвованные им деньги в пользу армян посланы генеральному консулу в Эрзерум, где и были розданы наиболее пострадавшим армянам2.

13 (25) апреля 1887 года Айвазовским была получена через правителя национальной канцелярии «глубочайшая благодарность армян города Смирны...»3.

Армянский народ всегда с гордостью отмечал, что великий художник Айвазовский был его кровным сыном.

События в Турции расширили и укрепили популярность его имени в народных массах Армении и оставили в народе добрую память о нем как о человеке большой, отзывчивой души.

В наши дни, когда идея освободительной борьбы малых народов от колониального и капиталистического гнета волнует все передовое, прогрессивное человечество и Советский Союз стоит во главе миролюбивых народов, отстаивающих право всех народов мира на свободу и национальную независимость, идеи, волновавшие Айвазовского и нашедшие яркое отражение в его творчестве и переписке, приобретают новый смысл и увеличивают наш интерес к этому замечательному художнику и удивительному человеку.

***

Не все, что выставлял Айвазовский, находило одинаково высокую оценку современников даже в годы расцвета его дарования. Его искусство было очень субъективно. При всем живописном мастерстве Айвазовского отдельные его картины на протяжении всей его жизни встречали резкое осуждение по различным поводам. Иногда это бывали принципиальные высказывания, отмечавшие слабые стороны его метода, а иногда мелкие придирки, вроде такой, когда критик, разбирая цикл картин, посвященных кондийскому восстанию, договорился до того, что серьезно упрекнул Айвазовского за то, что он нарисовал на палубе фрегата «Генерал-адмирал» гальюн на том месте, где его не было.

В 1861 году Айвазовский написал картину «Овцы, загоняемые бурей (вьюгой) в море». Этот необычный сюжет картины являлся отражением действительного события, происшедшего в экономии Айвазовского. Большое стадо овец в 3000 голов паслось неподалеку от Феодосии на берегу моря. Испуганное неожиданно налетевшим ураганом, оно бросилось к крутому обрыву, и до 1800 овец погибло в волнах.

Картины крымских степей в 60—70-х годах часто связаны у Айвазовского с изображением больших отар овец. Овцеводство было одним из основных занятий в сельском хозяйстве Крыма, а земледелие стояло на сравнительно низкой стадии развития. Овцы массами паслись на привольных крымских степях и стали как бы неотъемлемой частью крымского пейзажа. Айвазовский, обращаясь к изображению крымских степей, часто вводил в них изображение овец. Он писал их или в полуденный жаркий час, когда, сгрудившись и пряча головы от палящих солнечных лучей, они понуро стоят среди степи- или при солнечном закате, когда они идут широким потоком, освещенные последними лучами солнца, скрытого в мглистой, пыльной степной дали.

Картина «Овцы, загоняемые бурей в море» была на выставке в Академии художеств вместе с двумя другими работами в 1861 году.

Эти картины вызвали очень интересную статью Ф.М. Достоевского. Отмечая общие черты в живописи Айвазовского и произведениях А. Дюма, он вместе с тем отводит Айвазовскому первое место и на выставке в Академии, а также среди всех маринистов, называя его «мастером без соперников».

«Между произведениями давно признанных мастеров первое место занимают три картины знаменитого профессора Айвазовского. 1. Овцы, загоняемые вьюгой в море. 2. Партенит на южном берегу Крыма. 3. Буря под Евпаторией. Талант Айвазовского всеми признан...

Буря под Евпаторией г. Айвазовского также изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер без соперников, здесь он вполне художник. В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре. И этого свойства таланта г. Айвазовского нельзя назвать односторонностью уже и потому, что буря сама по себе бесконечно разнообразна. Заметим только, что, может быть, в изображении бесконечного разнообразия бури никакой эффект не может казаться преувеличенным, и не потому ли зритель не замечает излишних эффектов в бурях г. Айвазовского?»4.

***

Стремясь к развитию искусства в Крыму, Айвазовский открыл в Феодосии художественную школу.

Сохранилась «Записка» Айвазовского Совету Академии художеств, в которой рассказано о его замысле:

«Профессор имп. Академии художеств Айвазовский в продолжение 25 лет своей художественной деятельности хотя и имел учеников, пользовавшихся его советами, но число их не могло быть значительно по частой перемене Айвазовским места пребывания.

Ныне, устраивая в Феодосии художественную мастерскую, Айвазовский имеет целью облегчить занятие искусством тем художникам, которые пожелают пользоваться его советами и руководством. Подобная деятельность, он надеется, не замедлит принести благодатные плоды уже потому, что в краю, столь отдаленном от столицы, нередко являются талантливые молодые люди, которые, не имея средств предпринимать дальнего путешествия и не находя никакой возможности заниматься искусством у себя на родине, вынуждены бывают отказаться от своего призвания. При том же Айвазовский, находясь через посредство своей мастерской в постоянных сношениях с молодыми людьми, желающими посвятить себя живописи, будет иметь возможность свидетельствовать перед Академией о способностях тех из них, которые своим талантом будут заслуживать помощи и поощрения Академии.

Ввиду всех вышеизложенных обстоятельств Айвазовский полагает, что сфера его деятельности в художественной мастерской будет некоторым образом соответствовать занятиям классных профессоров Академии, а потому считал бы весьма для себя лестным зачисление его на службу при Академии художеств со всеми правами, коими пользуются в Академии профессора, конечно, за исключением жалованья, с тем, однако, чтобы ему была предоставлена полная свобода отлучаться из Феодосии во всякое время внутри России или за границу без испрашивания на то разрешения Академии, так как по самому роду его занятий ему необходимо делать иногда беспрепятственные разъезды»5

В объявлении об открытии в Петербурге в январе 1865 года выставки картин И.К. Айвазовского указано, что сбор с нее «назначается на устройство мастерской на родине художника для путешествующих художников, а также для любителей, которые бы пожелали пользоваться советами профессора и копировать его картины».

Мысль о школе-мастерской возникла у Айвазовского давно. Еще в 1846 году И.В. Кукольник сообщал о его намерении устроить в Феодосии «обширную мастерскую, которая в то же время послужила бы и школой живописи для того края». В 1853 году Айвазовский предложил президенту Академии художеств, вел. кн. Марии Николаевне, проект об учреждении художественной школы в Феодосии с субсидией от правительства в 3000 рублей, но «на последнее не последовало высочайшего соизволения», И только в 1865 году он был зачислен на службу Академии художеств в связи с устройством художественной мастерской в Феодосии.


1 Библиотека имени В. И. Ленина. 169, 5/1. Дневник Милютина, д. А. 1 янв. 1896 г., 31 декабря 1886 г. Симеиз—Москва—Новгород.
2 Архив Третьяковской галлереи, 29/30, ф. И.К. Айвазовского.
3 Архив Феодосийской галлереи, д. А. № 21.
4 Ф.М. Достоевский, Полное собрание сочинений т. XIII, стр. 539—542. «Выставка в Академии художеств за 1860—1861 годы».
5 ЦГИАЛ, on. 14, д. 1. Записка датирована 16 февраля 1865 года.

1-2-3-4-5-6-7-8


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»