Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

V. Возвращение в Россию. Страница 1

1-2-3

V. Возвращение в Россию

Академия художеств достойно встретила Айвазовского. Общепризнанное превосходство творчества русского художника в области маринистической живописи над работами европейских маринистов, его заслуги в поднятии авторитета русского искусства и утверждение его славы нашли отражение в «Представлении» профессора А.И. Зауервейда в Академию художеств об Айвазовском.

«Когда Айвазовский под моим ведением в Академии оставлен был, я долгом почитаю упомянуть, что он в течение четырех лет то исполнил, что другие в течение шести и более не могли... Приобретши себе имя в Италии и в Париже, славу первого художника в Голландии и Англии...заслужив...похвалу и награды, как ни один из пенсионеров не имел счастья когда-либо себе приобресть, я себе в обязанность поставлю предложить, во уважение упомянутых достоинств, вознаградить его званием академика».

Решением Совета Академии 13 сентября было определено: «Единогласно: возвести художника 14 класса Ивана Константиновича Айвазовского в звание Академика и представить к утверждению общему собранию Академии».

21 сентября 1844 года последовало новое, необычное распоряжение: «...художника Айвазовского причислить к Главному Морскому штабу...с званием живописца сего Штаба, с правом носить мундир Морского Министерства с тем, чтобы звание сие считать почетным»1.

Это распоряжение приближало художника к работе над темами, связанными с историей и современной жизнью русского военно-морского флота.

Главный морской штаб и командование флотами всегда сочувственно относились к трудам Айвазовского, всячески стремясь помочь ему в ознакомлении с морским делом. «Когда я писал виды морских сражений, — вспоминал Айвазовский, — мне давались всевозможные пособия от Адмиралтейства: чертежи кораблей, рисунки, оснастка судов, вооружение и т. д. Для доставления мне возможности видеть полет ядра рикошетом по водной поверхности при мне в Кронштадте [были] произведены несколько пушечных выстрелов боевыми зарядами. Для ближайшего ознакомления с движениями военных кораблей во время морских сражений я присутствовал на морских маневрах в Финском заливе».

Одновременно с этим 1 июля 1844 года Айвазовскому было поручено: «...произвести труд важный и сложный... написать картины масляными красками, представляющие виды: 1) Кронштадта, 2) С.-Петербурга со входа в Неву, 3) Петергофского дворца с фонтанами с моря, 4) Ревеля со стороны моря, 5) крепости Свеаборга с моря, 6) Гангута». Художнику предстояло изобразить морские крепости и стоянки флота — места прославленной победы русских моряков в 1714 году, — Гангут, столицу и знаменитый дворцовый парк в ее окрестностях. Три картины, изображающие Кронштадт, Таллин (Ревель), Свеаборг, в настоящее время находятся в Военно-морском музее в Ленинграде. Айвазовский с большим мастерством разрешил трудную задачу дать документально точное изображение прибрежных укреплений на картинах большого формата. Ему удалось избегнуть однообразия в изображении каменных бастионов, и он сумел создать композиционно построенные марины, в которые включил точные изображения крепостных сооружений. На картине «Вид Таллина» (Ревель) Айвазовский написал город на фоне высокого облачного неба в вечерний час На рейде у города стоят два военных корабля и легкие парусники, а на переднем плане — лодки с горожанами, вышедшими на вечернюю прогулку. Все это окутано легкой воздушной дымкой, написано широкой, «сочной кистью» и воспринимается как красивая марина, деталью которой являются крепостные бастионы.

Процесс создания картины легко проследить по сохранившемуся в Феодосийской галерее тонко проработанному рисунку с натуры, сделанному для этой композиции.

Вторая картина, «Вид Свеаборга», написана тем же композиционным приемом, с той же свободой построения. Только на ней изображен полуденный, предгрозовой час. Небо в светлых кучевых облаках. Слева надвигается темная туча. Море взволновано. На волнах идут пароход и парусный корабль. И только за ними, на втором плане, изображены бастионы морской крепости и постройки города, освещенные прорвавшимся сквозь тучи лучом солнца.

На третьей картине, «Кронштадт», изображена широкая перспектива города вдали, — лес корабельных мачт у причалов, слегка взволнованная поверхность моря, на котором в разных направлениях идут корабли, пароходы и мелкие парусные суда. Слева в углу, на переднем плане, из воды поднимается отвесная стена форта «Меншиков».

Все это изображено в предвечерний час. Солнце спустилось к горизонту и огненной дорожкой отразилось в легких волнах. Высокое небо покрыто светлыми облаками, которые гонит свежий вечерний бриз.

Вся картина в яркой красочной гамме, построенной на сочетании желто-оранжевого цвета неба с сине-зеленым цветом воды.

Местонахождение других картин из этого заказа не установлено, за исключением сравнительно небольшой картины, изображающей Петергофский дворец с фонтанами, находящейся в Ленинградском хранилище фондов пригородных дворцов.

С большой легкостью справился Айвазовский со сложной задачей изображения однообразных крепостных приморских укреплений.

Трудно представить, кому еще из современных художников мог быть поручен такой большой и действительно сложный труд. Тем не менее не только эти картины, но и ряд других были написаны им к весне 1845 года.

Успешному выполнению этого задания помог Айвазовскому его метод работы, при котором он писал картины по памяти и по предварительно выполненным детальным рисункам с натуры.

По возвращении из командировки Айвазовский кроме заказанных видов написал еще две большие картины: «Неаполитанский залив с группой рыбаков, слушающих импровизатора» и «Лунная ночь в Амальфи с группой бандитов, среди которых Сальватор Роза пишет с натуры окрестный пейзаж» (собрание Л.А. Руслановой). Во второй картине дано сложное изображение: луна взошла и золотом окрасила морскую рябь; вдали, на склонах гор, лежит старинный город, тонущий в ночной дымке; на первом плане, у подножия крутых скал, в пещере, расположилась у костра группа разбойников; художник Сальватор Роза пишет прибрежный вид, сидя на камнях у моря. Сюжет этой романтической картины был вызван известной легендой о прославленном итальянском живописце XVII века, а также личными воспоминаниями Айвазовского, встретившегося с разбойниками во время недавнего путешествия по Испании. И в дальнейшем он не раз возвращался к аналогичным сюжетам, изображая контрабандистов, разгружающих корабли среди мрачных прибрежных скал, или корсаров, нападающих на купеческие караваны в море.

Известны еще четыре картины небольшого размера, созданные после возвращения из командировки в эту же зиму. Три из них являются воспоминанием об Италии, четвертая — «Морской вид» (Русский музей).

Эта небольшая картина очень похожа по композиции на изображение дворцовой набережной Ф. Алексеева, написанной от Петропавловской крепости. Прелесть картины перспективиста Алексеева — в строгом линейном построении композиции, прекрасно передающей широкие просторы и ритм петербургского пейзажа. У Айвазовского мы встречаем иное претворение аналогичной темы. Он находит новые, более выразительные средства для изображения близкого по содержанию пейзажа.

Картина Айвазовского вся напоена влажным морским воздухом и залита солнечным светом. Ее композиция «держится» не на линейном построении перспективы Невы, а на соотношении высокого ясного неба, узкой полоски яркого моря и кораблей и лодок, стоящих в различных планах на воде и придающих большую глубину воздушной перспективе. В этом ясно сказалась принципиальная разница в живописном построении картин у Алексеева и Айвазовского.


1ЦГИАЛ, д. № 50, 1844 г., л. 11 и об., л. 12 и об., л. 16. «Академические и первые творческие годы Айвазовского были отмечены следующими успехами и поощрениями: Иван Гайвазовский поступил в Академию художеств 22 июля 1833 года. Во время бытности в учениках за успехи в художествах по части живописи награжден серебряною медалью 2 достоинства 1835 сентября 24.

Золотою медалью 2 достоинства 1836 сентября 27, золотою медалью I достоинства, причем положено отправить Гайвазовского в Крым на два лета 1837 сентября 26. Выпущен из Академии и удостоен звания художника 14 класса 1839 сентября 24. Отправлен за границу для усовершенствования в художестве 1840 июля 20 д. Причислен к Главному Морскому штабу с званием живописца сего штаба, с правом носить мундир Морского Министерства и с тем, чтобы звание сие осталось почетным 1844 сентября 21.

Удостоен звания академика 1844 сентября 29.
Удостоен звания профессора Академии художеств 1847 марта 13 »(ЦГИАЛ, ф. Академии художеств, д. № 44, 1833 г., л. 1).

Предыдущая глава

1-2-3


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»