Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

III. Командировка в Крым. Страница 3

1-2-3-4

Эта картина могла быть написана только в мастерской, по предварительным карандашным рисункам с натуры, сделанным днем. Она написана по памяти, по воображению, как раз тем методом, какой был более всего по душе художнику. Приступая к работе, он взял' холст значительно больших размеров, чем для предыдущих картин, сделанных с натуры, что само по себе говорит о том, что он ждал от этой работы творческого удовлетворения и лучших результатов.

Одна из последних картин, написанных Айвазовским в крымской командировке, была «Морской берег» (1840, Третьяковская галлерея). В ней изображено море в бурный зимний день. Судя по некоторым деталям, изображена Феодосийская бухта. Айвазовскому очень хорошо удалось передать рыхлую массу клубящихся дождевых облаков, темную полосу воды у горизонта и светлую прозрачную волну на переднем плане. Волны на этой картине имеют уже совершенно реальные, живые формы. Написана она была в мастерской, но на основе непосредственного наблюдения природы. Живопись выполнена в один прием, холст покрыт прозрачным тонким слоем краски, настолько легким, что сквозь него просвечивают карандашные контуры предварительного рисунка. Эта работа была большой творческой удачей художника. Она стоит на рубеже между талантливыми ученическими работами и картинами зрелого мастера, каким вскоре стал Айвазовский.

В мае 1840 года Айвазовский приехал в Петербург. Среди представленных работ были две картины значительной величины: «Десант в Субаше» и «Вид севастопольского рейда с военными судами»1. Они были приняты как отчет о поездке в Крым. Сам Айвазовский,, судя по всему, придавал им более важное значение, чем другим представленным работам... Так, тематика, связанная с военно-морским флотом, с первых же шагов художника в искусстве прочно вошла в его творчество. Годы ученичества закончились. Айвазовский прошел серьезную школу, многое восприняв в академии у М. Воробьева.

Но не только Академия художеств воспитала и подготовила Айвазовского. Он посещал петербургские литературные кружки, где встречался с В.Г. Белинским. Большое влияние на его творческий рост оказало близкое общение с К.П. Брюлловым и М.И. Глинкой и со многими другими выдающимися людьми эпохи.

И родоначальник русской национальной музыки и автор прославленной картины «Последний день Помпеи» — оба переживали годы расцвета своего искусства. Брюллов недавно выставил в Петербурге «Последний день Помпеи», а Глинка создал первую народную оперу «Иван Сусанин». Глинке были близки поэты А.А. Дельвиг, Е.А. Баратынский, В.А. Жуковский, работавший с ним над либретто к «Ивану Сусанину»; гений А.С. Пушкина вдохновлял композитора на создание оперы «Руслан и Людмила» и лучших его романсов.

«Во время собраний у Брюллова и Глинки... он [Айвазовский] почерпнул немало интересных сведений по художественным и литературным вопросам и, благодаря общим спорам и беседам, оживлявшимся блесками таланта и красноречия присутствующих, развил окончательно свой природный эстетический вкус и наклонности. Сам хозяин Брюллов... вел остроумные, живые и интересные беседы о живописи и ее истории, высказывал свои взгляды на искусство, Жуковский читал свои «пленительные» стихи, Глинка очаровывал присутствующих игрою на фортепиано и пением, Платон Кукольник и Айвазовский играли на скрипке...». Так свидетельствует П.И. Каратыгин, современник и биограф Айвазовского, о среде, в которой находился Айвазовский в годы своего формирования. Большая роль в этом процессе должна была принадлежать К.П. Брюллову2.

Первые шаги Айвазовского в искусстве совпали с крупнейшим событием в художественной жизни страны: в 1834 году в Петербурге была выставлена картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи».

Всесторонне овладев классическим наследием, с увлечением работая над изображением с натуры, К.П. Брюллов показал совершенно иное, чем то было в искусстве академического классицизма, понимание содержания картины и средств его выражения. Он первый в русской живописи развернул перед зрителями грандиозное зрелище исторической катастрофы, обобщающее современные художнику настроения.

Н.В. Гоголь писал о картине Брюллова: «Мысль ее принадлежит совершенно вкусу нашего века, который вообще, как бы сам чувствуя свое страшное раздробление, стремится совокуплять все явления в общие группы и выбирает сильные кризисы, чувствуемые целой массой»3.

Картина потрясла русское общество. Гоголь написал большую статью, посвященную ее анализу и выяснению ее значения; А.С. Пушкин оставил незаконченное стихотворение: Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко разлилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают!..4

Брюллов оказал плодотворное влияние на творчество многих художников не только первой половины XIX века, когда он сам жил и работал, но и позднее, когда развивалось искусство крупнейших русских мастеров реалистического направления. Яркое отражение искусство Брюллова нашло в творчестве Айвазовского. В натуре Айвазовского было много общего с Брюлловым. Особенно ясно сказалось это, когда Айвазовский стал крупным художником и мастером. Не только в чисто внешних свойствах их дарований — в верности глаза, твердости руки, легкости воплощения и т.п., — но и в эмоциональности их темперамента, в их творческих склонностях было многое, что роднило их, что могло привлекать в 1830-х годах великого мастера к начинающему художнику.

Чувство грандиозного, стихийного было доступно и близко Айвазовскому; в нем рано развилась способность мыслить в широких художественных обобщениях.

Идея картины «Последний день Помпеи» была навеяна Брюллову раскопками древнеримского города Помпеи, погибшего в I веке вместе со всеми жителями в потоках огненной лавы во время извержения вулкана Везувия.

Много веков лежал город погребенным под лавой и пеплом, в первозданной неприкосновенности.

Археологические раскопки, произведенные в начале XIX века на месте, где в древности стояла цветущая Помпея, не только обогатили историческую науку замечательными находками, но и воскресили почти через две тысячи лет весь трагизм и ужас внезапной катастрофы, описанной ее очевидцем Плинием Младшим.

Результаты археологических раскопок потрясли современников. Их воображение стремилось дополнить, восстановить картину страшного землетрясения, ясно нарисовать всю обстановку, сопутствовавшую гибели города.

Это нашло свое воплощение и в искусстве. Живым откликом на волновавшее общественность археологическое открытие было создание композитором Паччини оперы «Последний день Помпеи», тогда же поставленной на итальянской сцене. Сюжет, изображенный композитором, раскрывал перед ним широкие возможности применения существовавшей в то время сложной техники сценических постановок.

Зрелищно-показной стороне театральных спектаклей придавалось тогда первостепенное значение, и Паччини создал яркое сценическое зрелище.

Опера произвела на современников огромное впечатление и, как говорят, укрепила Брюллова в намерении написать такую же потрясающую картину.

Опера Паччини была одним из ярких образцов театральных спектаклей начала XIX века, отражающих романтическое направление в сценическом искусстве. Подобные спектакли в эту эпоху шли и на петербургской сцене. И в то время как Брюллов вдохновлялся в Риме оперой Паччини, Айвазовский имел возможность смотреть в Петербурге постановку «Бури» Шекспира в переделке А.А. Шаховского.


1 ЦГИАЛ, д. № 85, 1839 г., л. 56.
2 Ф.И. Булгаков, И.К. Айвазовский и его произведения, Спб., 1901, стр. 17.
3 H. Гоголь, Собрание сочинений, т. 4, изд-во «Правда», 1952, стр. 62.
4 А.С. Пушкин, Полное собрание сочинений, т. II, М., изд-во «Правда», 1954, стр. 184.

1-2-3-4


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»