Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

VI. Снова в Феодосии. Страница 4

1-2-3-4-5-6-7-8-9

Интересы экономического и политического развития России, и в частности рост сельскохозяйственного производства, и желание обеспечить безопасность южных границ, подвергавшихся набегам турок и крымских татар, настоятельно требовали возвращения нашей родине южных земель, исстари принадлежавших славянам, и требовали беспрепятственного выхода русских кораблей на Азовское и Черное моря. Эту задачу можно было разрешить в упорной борьбе с Турцией, которая всячески стремилась не допустить Россию к Черному морю.

Борьба с Турцией, начатая при Петре I, первоначально за обладание выходами к Азовскому и Черному морям, а в дальнейшем за свободу плавания на Средиземном море привела к войне 1768—1774 годов. В этой войне произошел славный Чесменский бой.

Корабли Балтийского флота, пройдя Балтийское и Немецкое моря, Ламанш и обогнув Францию и Португалию, Гибралтар и Средиземное море, пришли в Архипелаг. В ночь на 26 июня 1770 года они вошли в Чесменскую бухту, где стоял турецкий флот, и завязали с ним бой. В разгар боя были посланы четыре русских брандера1. Одному из них, под командованием лейтенанта Ильина, удалось сцепиться с турецким кораблем, зажечь его, создать очаг пожара, который вскоре распространился на другие корабли. В результате сражения почти весь турецкий флот был уничтожен.

Адмирал Спиридов писал в Адмиралтейств-коллегию: «... честь Всероссийскому флоту. С 25 на 26 неприятельский военный... флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили... а сами стали быть на всем Архипелаге... господствующими»2.

Картина Айвазовского «Чесменский бой» при первом взгляде может показаться похожей на изображение какого-то грандиозного фейерверка, так она мажорна по красочной гамме и так разрешена композиционно. И только при близком рассмотрении начинает раскрываться сюжет картины. Возможно, что Айвазовский не знал о донесении Спиридова Адмиралтейству, но картина его как будто является живописным воплощением образного донесения адмирала.

На картине изображен взрыв турецкого корабля в глубине бухты. В воздух со столбом огня летят обломки мачт, куски палубы, корабль превращен в огромный костер. Рядом, в огне, — еще несколько кораблей. Отблеском пламени освещены дома города, лежащего на склонах холма. На переднем плане, справа, — большой корабль, к которому, салютуя, подходит шлюпка с командой Ильина. Слева — обломки тонущего вражеского корабля, за которые цепляются гибнущие турецкие матросы.

Холодные тона ночного неба подчеркивают яркость огненного колорита картины и усиливают его богатство и разнообразие. Луна, проглянувшая сквозь облака, кажется бледным пятном и едва отражается в водах залива. Так изобразил Айвазовский одну из самых замечательных побед русского флота.

Известны два варианта картины «Чесменское сражение»: в Феодосийской картинной галлерее и в Военно-морском училище имени М.В. Фрунзе в Ленинграде.

На другой картине изображена Наваринская битва (8 октября 1827 г.). В ней приняли участие русский, английский и французский флоты с одной стороны и турецко-египетский флот с другой. Наваринская битва была вызвана стремлением России, Англии и Франции оказать давление на Турцию с целью принудить ее дать автономию Греции и прекратить насилия турецких войск над мирным греческим населением.

Объединенный флот союзников вошел в Наваринскую бухту, где был сосредоточен турецко-египетский флот. После бесплодных попыток вести переговоры, после обстрела союзного флота турецкими кораблями и береговыми батареями началась Наваринская битва.

Союзный флот состоял из 26 кораблей с общим числом орудий 1298. Турецко-египетский флот имел 66 кораблей и на них 2224 орудия, не считая береговых батарей. Русские линейные корабли, находясь в центре и принимая на себя главный удар турецко-египетских сил, умелыми действиями уничтожили большую часть неприятельского флота.

Линейный корабль «Азов» под командой капитана первого ранга М.П. Лазарева, сражаясь с пятью неприятельскими кораблями, последовательно уничтожил их. При этом особенно отличились лейтенанты П.С. Нахимов, И.П. Бутенев, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.Н. Истомин.

Следуя неизменному своему правилу вести бои с самого близкого расстояния, Лазарев расстрелял флагманский турецкий корабль, зажег на его корме пожар, перебил часть мачт и, «свалясь на абордаж», уничтожил экипаж флагманского корабля. В это время остальные корабли в кильватерной колонне вели огонь по турецкому флоту.

В центр композиции картины «Наваринский бой» Айвазовский поставил эпизод боя «Азова» с головным турецким кораблем. Самым строением композиции, умелым показом наступательного порыва корабля «Азов» и обреченности турецкого корабля он не оставляет никаких сомнений в исходе боя.

«В честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов корабль «Азов» получил Георгиевский крест...»

Айвазовский написал «Наваринский бой» в двух вариантах.

В подобных произведениях Айвазовского есть что-то глубоко жизненное. Они дороги нам не только ярким образным изображением бессмертных подвигов русского флота, их значимость выходит далеко за рамки художественного изображения исторических событий.

Совсем не случайно картина Айвазовского «Наваринский бой» в октябре 1896 года была поднесена русским морским ведомством Тулонскому лицею как «самый подходящий» подарок. Этот дар сопровождался письмом, мысли и чувства которого не утратили своей значимости по истечении шестидесяти пяти лет.

Содержание этой картины в глазах русских моряков обладало такими чертами, которые не только соответствовали важности и торжественности момента, но и будили в современниках возвышенные чувства, говорящие о братстве французского и русского народов.

Письмо, написанное в связи с передачей картины Айвазовского, заканчивается следующими словами:

«...в знак своей признательности и симпатии к Тулонскому лицею, французскому флоту и вашей великой и прекрасной стране мы решили, что самым подходящим подарком будет картина, изображающая морской бой при Наварине, где французская и русская эскадры сражались как союзники.

Эту картину, написанную нашим знаменитым художником-маринистом Айвазовским, мы посылаем с просьбой принять ее для Тулонского лицея в знак благодарности и любви к лицею и Франции, а также в память дружеских чувств, соединяющих наши страны.

Эта дружба, мы в этом уверены, будет существовать всегда, так как она основана на действительной близости наших двух наций по духу, на их взаимной симпатии и уважении; союз двух наших стран обеспечивает расцвет их могущества, а также мир и счастье во всем мире»3.


1 Брандер — небольшое парусное судно, наполненное взрывчатыми и горючими веществами, предназначалось для уничтожения неприятельского флота путем поджога его.
2 Здесь и в дальнейшем техническое описание сражений цитируется по книге «Боевая летопись русского флота» под редакцией доктора военно-морских наук капитана 1-го ранга Н.В. Новикова, изд-во АН СССР, 1950.
3 «Journal de Rennes», 1 oct. 1896. Архив Феодосийской галлереи, д. А., № 152.

1-2-3-4-5-6-7-8-9


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»