|
1-2-3-4-5-6-7-8-9
*** Любовь Айвазовского к морским просторам влекла его воображение и к безбрежным степным далям. Уже в те годы, когда в юноше Айвазовском только загоралась первая искра любви к родному краю и к искусству, Украина стала ему близка. Часто его взор искал за чертой далекого горизонта у Сиваша и Перекопа широкое раздолье украинских ковыльных степей.
Позднее, отправляясь на перекладных в Петербург, сколько раз Айвазовский проезжал по этим степям, и они доносили до него дыхание родного Черного моря и были как бы продолжением родных крымских степей и безбрежных морских просторов. Сколько раз он заезжал в жаркие летние дни в тихие украинские города и останавливался на приветливых тенистых хуторах.
Бесчисленные отары овец, такие же, каких он только вчера оставил в Крыму за Перекопом, паслись на украинских просторах, и это роднило природу Украины со степными равнинами Крыма, подходившими к самым стенам его родного города, Айвазовский не мог не полюбить широкое приволье украинских степей. В Крыму степи сливались у горизонта с морскими просторами, а на Украине они сами были широки, как море. Ему были близки неповторимые в своей художественной правде и красоте описания степных просторов у Н.В. Гоголя, он полюбил их, и они вошли как новая тема в творчество Айвазовского, которое уже в 50-х годах пользовалось глубоким уважением среди украинских художников. Это очень ярко описал Репин в книге «Далекое близкое».
В глухом городке Чугуеве картины Айвазовского вдохновляли группу местных художников. Вспоминая свое детство, Репин рассказал о том, с каким волнением чугуевские живописцы ожидали встречи с Айвазовским, ехавшим из Петербурга в Феодосию:
«Однажды Триказов узнал...что через Чугуев будет проезжать сам Айвазовский, и объявил всем чугуевцам о дне и часе его приезда.
Персанов, Триказов, два брата Бунаковы и Крайненко с раннего утра дежурили на почтовой станции. На показ Айвазовскому они несли картину (копию с картины Айвазовского), изображавшую восход солнца за Аю-Дагом. Эта копия была так дивно исполнена, что Айвазовский долго с восхищением рассматривал ее.
Персанову, в знак памяти, Айвазовский подарил кисть и на прощание дружески пожал руки чугуевским художникам. Этого во всю жизнь не могли забыть осчастливленные живописцы. У Персанова на особо почетном месте, в серебряном поставце под стеклянным колпаком, хранилась кисть великого русского мастера, и я видел эту кисть, когда Персанов был уже в Петербурге...Сколько сказок кружило у нас о великих русских художниках...»1.
Задолго до этого, когда Айвазовский был еще академистом, во время заграничной поездки он сблизился с Гоголем и все свободное от работы время проводил в его обществе. В Академии и в Италии самым большим другом Айвазовского был украинский художник В.И. Штернберг. Близость с Гоголем, Штернбергом и Шевченко бесспорно способствовала развитию интереса к Украине у Айвазовского и пониманию им поэтических красот украинской природы и крестьянского быта.
Уже в 40-х годах у Айвазовского появляются картины, связанные с изображением Украины. Содержанием многих его картин стало изображение украинской степи, покрытой ковром спеющих пшеничных хлебов. Этот сюжет он разнообразил деталями. Особенно часто он писал ветряные мельницы в степи; видимо, они напоминали ему движением своих легких крыльев трепещущий далекий парус в сияющей безбрежной морской дали. Иногда Айвазовский изображал степь в вечерний час, когда солнце огненным шаром опускается вдали, золотя легкие облака в небе и дымку знойного воздуха над горизонтом. Против солнца силуэтом он изображал ветряки с крыльями, светящимися от пронизывающих их солнечных лучей.
На академической выставке 1858 года он выставил большую картину «Камыши на Днепре близ местечка Алешки». У днепровского лимана среди камышей он поместил большую парусную лодку, коричнево-золотым силуэтом стоящую на фоне огненного неба. Этот несложный сюжет приобретает высокое поэтическое звучание благодаря прекрасно переданному состоянию природы, окутанной золотой дымкой в вечерний предзакатный час. Вся картина выдержана в очень яркой красочной гамме горячих тонов, свойственных палитре Айвазовского2.
Такого же характера, но иной композиции небольшая картина «Мельница на берегу реки, Украина» (Третьяковская галерея). На картине изображен вид с холма на широкую реку. На ее берегах на далекое расстояние видны постройки большого села, утопающего в садах. Над горизонтом поднимается яркое солнце, отражаясь в водах реки и озаряя далекие берега. На переднем плане, на крутом косогоре, стоит мельница. По дороге в гору поднимаются две арбы, запряженные волами, медлительные движения которых как бы усиливают чувство покоя, разлитого в природе. Эту картину написал Айвазовский в 1880 году.
В 1871 году Айвазовский написал светлую лунную ночь на Украине. Большой обоз движется по степному тракту. Первые возы прошли мимо хаты с высокой соломенной крышей, укрывшейся в тени деревьев. Волы вошли в воду небольшой речки, заросшей камышом. Высоко поднимается светлое небо с легкими облаками; из-за них выплыла полная луна, поднялась над тополями и залила мягким светом степной простор, укрытые ночной воздушной мглой хутора и мельницу вдали.
В Феодосийской галерее также есть картины, изображающие Украину. Медленно идут волы, впряженные в груженые мажары. На одной из них стоит девушка. Она глядит вдаль, заслонив рукой глаза от солнца, спускающегося к горизонту; а там, за широкой степью, чуть видна узкая полоска моря. И как в морской дали любил Айвазовский изображать парусные корабли, так и на этой картине он написал вереницу ветряков, крылья которых раскинулись в вечернем воздухе, как паруса далеких кораблей. Эта картина написана в 1862 году.
Изображал Айвазовский украинские степи и в жаркий полуденный час. Картина «Во время жатвы на Украине» (1883, Феодосийская галерея) относится к таким произведениям. Бескрайнее море созревшей пшеницы пересекает дорога, уходящая вдаль. Голубое, сияющее небо занимает большую часть картины. Над горизонтом поднялись кучевые облака. Вдали видны хутора и мельницы, залитые ярким солнечным светом. А впереди, на обочине дороги, в тени распряженной мажары, спят жницы. Картина напоена полуденным зноем.
Совершенно иного характера картина Айвазовского «Свадьба на Украине» (1891, Феодосийская галерея). На фоне обычного для творчества Айвазовского украинского пейзажа изображена веселая деревенская свадьба. У хаты, крытой соломой, идет гулянье. Видно, тесно и душно стало в горнице: толпа гостей, молодые и музыканты — все высыпали на воздух. И здесь, в тени больших развесистых деревьев, под звуки нехитрого оркестра продолжается пляска. Привлеченные весельем, остановились на дороге крестьяне. И только их волы, запряженные в мажару, флегматично жуют свою жвачку, не обращая внимания на свадьбу. А там, у хаты, идет «пир горой». Музыканты пиликают на скрипках и контрабасе, кто-то пляшет, какого-то не в меру хлебнувшего гостя тумаками провожает домой жена.
Толпа полна движения, отдельные группы жизненны, правдиво написаны, связаны в единое композиционное целое. Вся эта пестрая масса людей с удивительным искусством и мастерством вписана в пейзаж, широкий, ясный, с прекрасно переданным высоким облачным небом. Трудно поверить, что картину написал художник-маринист, до того вся жанровая часть ее изображена легко, просто и сразу — так, как мало кому удавалось даже из мастеров жанровой живописи конца XIX века. Картина глубоко реалистична и по замыслу и по выполнению.
Айвазовский очень редко писал жанровые картины. Чаще он вводил в свои марины изображение небольших фигурок людей и животных. Когда же им отводилось заметное место в картине, он прибегал к предварительным натурным зарисовкам.
Стремясь к наиболее правдивому и жизненному изображению жанровой части картины «Свадьба на Украине», Айвазовский сделал для нее специальные натурные зарисовки. Один из таких рисунков, изображающий волов, мажару и крестьян около нее, он предварительно нарисовал на бумаге с натуры, что способствовало большой жизненности и правдивости картины3.
1 И.Е. Репин, Далекое близкое, «Искусство», 1949, стр. 97. 2 Местонахождение этой интересной картины, известной по литературным источникам, долгое время, в течение почти ста лет, считалось неизвестным. Сейчас установлено, что после выставки она попала в Аничков дворец, оттуда в послереволюционные годы была передана музейному фонду. Из музейного фонда в 20-х годах — в ленинградскую гостиницу «Интурист», из которой в 1955 году поступила в Феодосийскую галлерею. 3 Имеется еще ряд картин Айвазовского, изображающих Украину: «Возвращение со свадьбы» (Феодосийская галлерея), «Тройка в степи» (1865, Новгородский музей), «Волы на перешейке» (1860, Щербаковский краеведческий музей). Подобные картины имеются также в частных собраниях. Они были экспонированы в Москве в 1950 году: «Украина. Лунная ночь» (1876), «Украина. Закатсолнца» (1863) и «Закат в украинской степи» (была на выставке 1950 г. в Русском музее), «Чумаки в дороге» (собрание С.Скляренко в Киеве) и другие.
В Государственном азербайджанском музее имеется картина «Мельницы», на ней изображен, видимо, Днепр в утренний час. Надо полагать, что есть еще много картин Айвазовского, изображающих Украину и скрывающихся под таким же неопределенным названием, как эта. В каталогах выставок картин Айвазовского есть указание на картины, отражающие природу Украины. На выставке в 1880 году в Петербурге была картина «Украинский вид при закате солнца», на выставке в 1886 году в Риге была картина «В окрестностях Александровска». Ряд картин, отражающих природу Украины, отмечен в «Словаре» у Н.П. Собко.
1-2-3-4-5-6-7-8-9 |